Гарвардский преподаватель истории искусства и архитектуры Дженнифер Робертс заставляет своих слушателей не менее трех часов изучать картину в музее или архиве перед тем, как приступить к поиску информации в интернете или работе с источниками. Она написала статью о стратегической терпеливости для Harvard Magazine, из которой T&P перевели самое главное.

На моем курсе истории искусства каждый студент должен написать подробную исследовательскую работу об одной из картин по своему выбору. И первое, что я требую от них сделать во время подготовки — провести мучительно долгое время, вглядываясь в объект. К примеру, студент захотел изучить работу, широко известную как «Мальчик с белкой», написанную в Бостоне в 1765 году молодым художником Джоном Синглтоном Купли. Перед тем, как приступить к просмотру источников и веб-поиску, студент должен будет пойти в Музей изобразительных искусств, где находится полотно, и провести перед ним полных три часа, записывая свои развивающиеся в это время рассуждения, вопросы и предположения. При этом особенно важно находиться в музее или архиве, которые изолируют студента от его привычной обстановки и возможных раздражителей.

Поначалу студенты сопротивляются подобным корректирующим упражнениям. Как могут три часа потраченного времени стоить той информации, которую в итоге удастся считать с небольшого холста? Не слишком ли это много для раздумий об одном единственном произведении искусства? Но по окончании этого опыта студенты рассказывали мне, как они были потрясены тем эффектом, который раскрывался им в процессе… Если ты смотрел на картину, еще не значит, что ты ее увидел — вот чему учит студентов это упражнение. Если что-то доступно зрению, еще не значит, что это доступно сознанию. Получение доступа еще не является изучением. Время и стратегическое мышление превращают доступ в изучение.

Читайте также: «Изображение, видение, восприятие: эссе из книги Джона Бергера «Искусство видеть»

Терпеливость может быть крайне эффективной стратегией. Умышленная задержка должна стать одним из первостепенных навыков, которые необходимо прививать студентам. Идея о том, что терпеливая работа формирует навыки, конечно, уже очень давно известна, но, мне кажется, нам важно еще глубже вглядеться в этот процесс. Терпению довольно сложно научить, как и внушить понимание его важности. Оно звучит необоснованно традиционно и ностальгически. Но я бы поспорила с тем, что раз течение времени вокруг наc изменилось, то и терпение отдалилось от своего первоначального назначения. Добродетель терпения изначально заключалось в сдержанности и покорности, самоподготовке к необходимому ожиданию изменений. Но теперь, когда мы не так подвержены вынужденному ожиданию, терпение может стать для нас полезным когнитивным инструментом. Если раньше терпение было производным от недостатка влияния на ситуацию, то теперь это форма контроля над темпом современной жизни, которая в противном случае начинает контролировать нас самих. Терпение больше не означает бессилие. Наоборот, возможно, именно в нем теперь заключается наша сила.

Полностью прочитать статью Дженифер Робертс о стратегическом терпении можно на сайте Harvard Magazine.