Конференция «Перформанс: этика в действии», приуроченная к столетию премьеры кубофутуристической оперы «Победа над солнцем» Казимира Малевича, Алексея Крученых и Михаила Матюшина, посвящена актуальной и волнующей сегодня многих теме этического в искусстве, и, в частности, в искусстве перформанса как практике, ищущей пути прямого взаимодействия с реальностью. Специально для «Теорий и практик» кураторы конференции, которая пройдет в Центре современной культуры «Гараж» c 12 по 14 декабря, рассказали о том, почему важно не пропустить это событие.

Саша Обухова

руководитель научного отдела центра «Гараж»

«Перформанс, или художественная акция — это вид искусства, который давно уже закрепил свои позиции среди прочих видов искусства. В нашей актуальной художественной практике существует множество различных интереснейших аспектов. И мы выбрали в качестве темы для конференции вопросы этики — потому что нигде больше, чем в художественной акции, вопросы этического порядка не всплывают с такой очевидностью.

Мы знаем массу примеров, когда именно перформанс приводил к серьезнейшим конфликтам между искусством и властью, государством и обществом; когда художник и его искусство обостряли и без того острые вопросы современности. Эти художники действовали в определенном смысле как очень жесткие терапевты, вызывающие клиническое обострение для того, чтобы быстрее излечить его. То есть, это искусство, с одной стороны, направленное на обострение скандалов, на конфронтацию; с другой стороны — на преодоление тех сложных моментов социально-политической жизни, которые наше общество обязано пережить.

С другой стороны, перформанс, как никакой другой вид искусства, сконцентрирован на фигуре художника, который в своей биографии, в своей жизни, в своем творчестве оказывается очень одинок, противопоставлен всему другому миру. Такой романтический образ одинокого рыцаря, вставшего на борьбу за правду, добро и справедливость. И в этой битве только он определяет, что дозволено в этой битве, а что — нет. Мы хотим обсудить вопросы дозволенного: кто их ставит, кто определяет границы. Сам художник?…Власть?…Или общество?…Или художественные группы?…Традиции внутри искусства? И одновременно с этим мы пытаемся понять, насколько изменяет облик современного искусства современная практика перформанса».

Юлия Аксенова,

куратор Центра современной культуры «Гараж»

«Вопрос этических границ всегда был очень важным для искусства. Как известно, начиная с эпохи авангарда, в основе художественных практик лежал принцип разрыва не только с традиционной культурой, художественной, но и системой нравственных правил. Сегодня вопрос этического, кажется, обрел новое актуальное звучание, которое связано не столько с внутренней проблематикой искусства, сколько с социальными, общественно-правовыми, политическими явлениями, которые возникают как результат определенных художественных действий. Мы являемся очевидцами того, как жест художника переводится из режима личного высказывания в режим социально ответственного действия, последствия которого могут быть непредсказуемы: как для его собственной судьбы, так и для общества в целом. И мы знаем, что часто эти последствия носят драматический характер. Поэтому мы и считаем, что эти вопросы: этика, границы искусства, социальное измерение художественных практик — сегодня как никогда очень важны».