В эпоху социальных сетей можно услышать множество разговоров о грядущей смерти привычных медиа. Этот диагноз, возможно, актуален для печатных СМИ и ТВ, но в отношение интернета звучит как шарлатанство. Онлайн-издания продолжают рассказывать истории, раздвигать границы обыденного и работать на стыке, сплетая воедино журналистику, технологии, веб-дизайн и искусство. Мудрые желтые, сила видео, глубокий нарратив, закрытый краудфандинг и интерактивная документалистика — проект «Новый век» исследует новаторские медиапроекты 2013 года.

Интернет и всеобщее распространение мобильных гаджетов привели к тому, что количество информации в нашем обществе выросло по экспоненте. К чему это привело? Прежде всего, к девальвации единицы информации. Новость не так ценна, как раньше, а конкуренция среди медиа обострилась. Твиттер оперативнее информагентств, а статья в популярной газете конкурирует за внимание и время читателя не только с другой статьей, но и с лентой Insatgram или дискуссией в фейсбуке. Еще одно следствие новой реальности: синдром рассеянного внимания у современного человека. Ориентироваться в бесконечном потоке контента все сложнее. Кругозор людей XXI века широкий, но неглубокий: ежедневно наш мозг переключается с одной темы на другую десятки раз. Читать книги или большие тексты нашему мозгу становится все сложнее. Остановиться и проанализировать информацию удается все реже, ведь в браузере одновременно открыты двадцать вкладок, а айфон разрывается от уведомлений. Как в этой ситуации привлечь внимание рассеянного сознания и рассказать историю — этот вопрос стал основным для СМИ в 2013.

Истории для всех

Medium

Самым очевидным воплощением синдрома рассеянного внимания, спроецировнным в медиа, является твиттер — многоголосие совершенно несвязанных между собой людей и тематик, где каждый голос сжат до размеров телеграфного сообщения. Тем удивительнее, что исправить эту шизофреническую ситуацию собрался основатель Twitter Эван Уильямс. Его новый проект Medium, вокруг которого уже больше года идут жаркие споры, с начала декабря открыт для всех желающих. Цель создания блог-платформы — громкая, и пока непонятно, удастся ли ее достичь: Medium хочет отучить людей читать новости урывками и заставить их структурированно потреблять большие пласты качественной информации.

Как Уильямс хочет это сделать? Важно понимать, что Medium — это не блоги. Посты Medium собираются в тематические коллекции, за которыми можно следить. Также предполагается, что лента постов в Medium будет выстраиваться так, что в первую очередь, помимо материалов с высоким рейтингом будут появляться записи разного рода профессионалов, пишущих о своем предмете и способных предоставить глубокий анализ. Они отобраны командой Medium и объединены в коллекцию Editor’s Picks. По сути, идея Medium сводится к соединению двух противоположностей: демократичность платформы и высокое качество контента. Как декларированные цели воплощаются в жизнь можно оценить на примере писателя Брюса Стерлинга и Top 100 лучших статей сайта.

Глубокая наука

Nautil.us

Не менее смелую гибридную журналистскую модель представляет научный журнал Nautil.us. Он выпускается в интернете в виде ежемесячного номерного журнала. Каждый номер посвящен одной большой теме. Однако журнал выходит постепенно: каждый четверг выходит новая глава номера, представляющая собой большой фичер. Форма, традиционная для бумажного глянца, смешивается с веб-идеей постоянно обновляющейся платформы.

Темы Nautil.us — неочевидные вопросы современности, которые ученые рассматривают в форматах эссе, расследований, интервью и небольших заметок. В 2013 году авторы успели изучить концепции популярности, мусора, вероятности, криптографии, дома, неустойчивости и транзита. Финансовая модель журнала опирается на грант John Templeton Foundation, а качество произведенного материала уже отмечено двумя наградами Folio Awards и Real Clear Science.

Мудрые желтые

LifeNews и Vocativ

Еще одна история про демократизацию — это приложения, выводящие на новый уровень гражданскую журналистику. Очевидцем важного события может стать случайный человек, у которого очень небольшая аудитория в соцсетях. Между ним и большим медиа должен быть посредник, который будет собирать уникальный материал. Удивительно, но в России такую платформу предоставил главный таблоид страны LifeNews. Если владелец приложения LifeNewsнаходится рядом событием, интересующим телеканал, на его смартфон поступает уведомление. Снятые фото- и видеоматериалы отправляются в редакцию. Если редакция решит их использовать, гонорар отправителю переведут прямо на мобильный телефон.

Пока LifeNews ищет инфоповоды на улице, сайт Vocativ делает это в самой cети. Им удается писать о том, о чем не пишут другие, благодаря тому, что темы они буквально выуживают в дебрях интернета. Полноправными членами редакции Vocativ являются медиа-аналитики, работающие в так называемой «глубокой паутине» — веб-страницах, не индексируемых поисковыми машинами. Что касается формата издания, то здесь развлекательные и желтые темы причудливым образом перемешиваются с политикой и экономикой.

Информаторы

Secure Drop

«Глубокая паутина», с которой работает Vocativ, с определенными оговорками можно назвать «закрытым интернетом». А можно ли создать другие закрытые системы, работающие в веб-пространстве и отвечающие достаточно узким целям? Такой системой, пожалуй, можно назвать Secure Drop Это закрытая сеть для источников информации — пример эволюции Wikileaks и реакция на деятельность структур вроде NSA. Установив SecureDrop, медиакомпания сможет получать по закрытому каналу материалы от анонимных источников. Почти стопроцентная защита гарантирована: сервис использует GPG-шифрование и помещает файлы в защищенное хранилище. Каждый источник имеет свое уникальное имя, что позволяет медиа установить с ним долгосрочные отношения. Понятие «анонимный источник» еще никогда не было таким буквальным.

Медиа на краудфандинге

De Correspondent

Эгалитарность интернета не могла не породить противоположный процесс. Появляются закрытые медийные проекты, доступные только лояльной аудитории подписчиков. Один из ярких примеров — голландский журнал De Correspondent. Издание делают настоящие идеалисты — без оглядки на целевую аудиторию и тренды в массмедиа. Это им просто не нужно, потому что рекламы здесь нет — журнал работает за счет краудфандинга и продает контент аудитории, а не аудиторию рекламодетелю. De Correspondent собрал рекордные для медиа миллион евро всего за 8 дней. Оставаясь независимым, журнал следует уникальным для современной журналистики принципам. У ежедневного издания нет жесткой привязки к актуальным инфоповодам. Они ставят задачу глубоко осмыслять и анализировать то, что происходит вокруг, отказываются от традиционного тематического рубрикатора, выходят за рамки всех журналистских форматов и переосмысляют само понятие журналистики. «Идеалы над идеологиями, журналистика сначала — прибыль потом» — примерно так можно описать суть De Correspondent.

Видео вместо ТВ

Dazed & Confused и Vice

В октябре 2013 года популярный журнал Dazed & Confused выпустил амбициозный манифест «a New generation of video» и наглядно объяснил, почему в ближайшем времени издание будет ориентироваться на производство видеопродукции. Незадолго до Dazed & Confused похожим образом свой сайт перезапустили в i-D, следуя генеральной линии cвоего медиахолдинга Vice, где мастерство производства видео успешно осваивали последние несколько лет. А самым большим прорывом для Vice в этом году стал запуск серии документальных передач на канале HBO c последующим продлением на второй сезон. И хотя шоу происходит на кабельном ТВ, причины его популярности выходят далеко за рамки традиционных медиа. На примере Vice видно, как недорогие средства записи, глобальный мир, интерес к неочевидным темам и метод полного погружения превращают команду из двух-трех человек в настоящую телебригаду, которая способна предоставить более увлекательную и гибкую историю, чемгромоздкое телевидение.

Интерактивная документалистика

Snow Fall и Highrise

Под воздействием технологий меняется и документалистика. Достаточно упомянуть такие проекты The New York Times как Snow Fall и Highrise. Snow Fall рассказывает о лавине, сошедшей в феврале 2012 года в штате Вашингтон, в 3 километрах от лыжной трассы в Стивен-Пасс. Этот фичер больше напоминает книгу. Такие материалы предназначены для долгого вдумчивого чтения. Невероятные мультимедийные вставки вроде вращающихся панорамных карт горной местности обеспечивают захватывающий эффект присутствия. Верстка идеальна для просмотра с планшета.

Highrise — совместный проект The New York Times и Канадской государственной службы кинематографии, стартовавший в 2009 году и продолжающийся до сих пор. Посвящен он жизни людей в многоквартирных высотках. Определить и описать, что такое Highrise сложно. Лучше один раз увидеть. Это и кино, и журналистика, и современное мультимедийное искусство, и компьютерная игра. Ни одно определение не будет точным, как и все четыре вместе. Кросс-медиа? Пожалуй, что так. Истории людей со всего света сняты на видео и рассыпаны в огромном цифровом мире многоэтажек, по которому можно бродить. Заглядывать в комнаты, вращать их, слушать гром из их окон. Проект, собравший все мыслимые и немыслимые награды в разных областях, продолжается. Следующая часть выйдет в середине 2014 года и сделана она будет совместно с Массачусетским технологическим институтом. И то, что один из главных технологических моторов мира вдруг встал в авангарде развития медиа — само по себе будоражит. Кажется, дальше в мире новой журналистики все будет еще интереснее.