«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу в царствие небесное» — такие слова можно найти в Евангелии от Матфея, но как они соотносятся с экономической властью церквей? Парадокс богатства в традиционных религиозных движениях России — основная тема лекции Татьяны Коваль, профессора кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. T&P публикуют главные тезисы лекции, которая прошла в Государственном Историческом музее в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекционные четверги в музеях Москвы».

Парадокс: отталкиваясь от принципиально различного восприятия Бога и человека, отношения к земной жизни, различные религии приходили своими, подчас противоположными путями к одинаковым этическим выводам, в том числе и в отношении богатства и бедности. Поэтому существуют общие практически для всех религий принципы отношения к материальным благам.

Например, слишком большой разрыв между богатыми и бедными — безусловное зло. Духовные ценности выше материальных. Грабеж и воровство — не только государственные, но и религиозные преступления. Благотворительность и помощь нуждающимся — важнейшая религиозная добродетель. За праведную жизнь человек будет вознагражден (в земной или посмертной жизни).

Богатство признается всеми религиями испытанием для души. Во всех духовно-религиозных учениях мира можно найти призывы: «Остерегайтесь попадать в духовный плен богатства!», «Не привязывайтесь сердцем к материальным благам!», «Не будьте жадными!». Богатство — искушение, поддавшись которому мы обретем лишь дурное.

Все три монотеистические религии (иудаизм, христианство и ислам) связывают нравственность с велениями Бога и воспринимают Его не только как Творца мира и человека, но и как Верховного Собственника и Подателя всех благ.

Иудаизм принимает идею вознаграждения праведника уже в этой жизни. Лишь трудовая собственность могла стать праведной. В Ветхом Завете богатство — воздаяние за праведность, но есть и жестокосердные богачи, которых ждет кара Господня. «Милостыня и безвозмездные услуги равнозначны всем заповедям Торы».

Христианство ориентируется на образ Иисуса Христа, который был бедным, а не богатым. Православие возвышает бедных и видит в добровольной бедности монахов обязательное условие для духовного совершенства. Сребролюбие — «мать всех зол».Главная заповедь — любовь к Богу и ближнему. Ее нарушают те, кто, наслаждаясь своим богатством, забывают о ближних. Нужно не копить богатство, а «богатеть в Бога». «Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). «Не можете служить Богу и маммоне» (богатству) (Мф.6:24). Поэтому, как говорили святые, «чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви».

Ислам не отделяет веру от дел, нарушение нравственного закона, данного Всевышним, есть проявление неверия, которое должно быть наказано. Один из столпов ислама — обязательная благотворительность (закят). Закят — «очистительная милостыня», и все, кроме бедняков, обязаны отчислять по определенной системе долю своего имущества. Это делает их собственность легитимной, «чистой» перед Всевышним.

Приобретение богатства — достойная цель жизни, но есть дозволенные и недозволенные пути обогащения. «Как замечательно, когда добродетельный человек обладает честно заработанными деньгами!» Впрочем, «бедные войдут в рай задолго до богатых». Торговля — лучшее занятие. «Какой заработок наилучший? — Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной торговли».