Сегодня множество университетов, школ, академий и фондов предлагают профессиональную подготовку в области кураторства. Первый материал Т&P из цикла об образовании в сфере современного искусства рассказывает о пяти неформальных образовательных программах для будущих создателей выставок. Участники коротких интенсивов и продолжительных курсов Ecole du Magasin, De Appel, ICI, Зальцбургской летней академии и Московской летней кураторской школы, которые не выдают официальных магистрских дипломов, поделились своим опытом.

Интерес к профессии независимого куратора и ее востребованность в последние два десятилетия привела к появлению множества кураторских программ. За исключением школы при музее Whitney, основанной около 1967 года, все образовательные курсы появлялись именно в период девяностых и нулевых. Однако несмотря на молодость этой дисциплины, подходы к обучению быстро устаревают: критический дискурс о кураторских практиках развивается со стремительной скоростью, что вынуждает университеты все чаще менять свои методологии.

Такая внутридисциплинарная критика ставит под сомнение саму возможность обучения кураторскому мастерству. Как известно отцы-основатели профессии пришли из других областей: Харальд Зееман — из театра, Уолтер Хоппс был микробиологом по образованию, Жан Лиринг учился на архитектора. Для того, чтобы создавать выставки как высказывания, им хватало дружбы с художниками и общего понимания, как запустить процесс.

Однако даже если эти программы не могут научить будущих профессионалов оригинальному «кураторскому мышлению», они, тем не менее, помогают сформировать стойкую теоретическую базу и встроиться в существующую институциональную систему. Руководители многих учебных программ утверждают, что их задача, прежде всего, воспитать профессионалов, способных работать в меняющихся институциях.

Ecole du Magasin

Гренобль, Франция

Основанная при Национальном центре современного искусства города Гренобль, Ecole du Magasin является cтарейшей из подобных программ в Европе. По сравнению с другими программами, которые возникли в университетах и подчиняются их правилами, эта школа выигрывает благодаря своей гибкой структуре, которая позволяет все время адаптировать свои методы преподавания. С 1987 года Ecole du Magasin собирает на каждую новую сессию от пяти до десяти участников со всего мира с различным образованием и опытом работы. Обучение построено не на индивидуальном, а на командном типе работы. Содержание программы меняется из года в год в зависимости от характера исследовательского проекта, проводимого участниками. Каждая сессия делится на две части: 1) октябрь-декабрь: методология и исследование. Это семинары, в том числе презентации и онлайн-конференции под руководством преподавателя. Участники также имеют возможность сами организовать показы, лекции и презентации материала для разработки предложения своего кураторского проекта. 2) январь — июнь: создание коллективного проекта. Презентации всех реализованных проектов хранятся на сайте программы.

Как поступить

К конкурсу заявок допускаются кандидаты с дипломом магистра или имеющие значительный профессиональный опыт. Потступающие должны ориентироваться в современном искусстве и в его институциональной структуре. Само обучение бесплатное, но участники берут на себя все расходы, касающиеся пребывания в Гренобле (подача заявок на следующую сессию №24 (2014-2015) откроется 1 февраля 2014).

Елена Яичникова

независимый куратор, арт-критик, преподаватель, а также сотрудник образовательного отдела Московского музея современного искусства

«Это первая программа для кураторов, которая появилась в Европе. Ее особенностью является то, что процесс обучения кураторству происходит не теоретически, а непосредственно на практике. То есть в течение десяти учебных месяцев мы, участники программы в составе пяти человек, работали над кураторским проектом, который был реализован в конце обучения. Этот практический характер обучения можно считать сильной стороной программы. Что касается того, что мне не понравилось, то мне все-таки хотелось бы, чтобы в программе были лекции по теории и истории кураторства, что пришлось наверстывать самой, и больше презентаций и встреч с практикующими кураторами, чего было не так много.

У нас была преподавательская группа, в которую входили директор школы Алис Вергара-Бастианд и руководительницы дружественной программы Critical Curatorial Cybermedia в Высшей Художественной школе в Женеве. Учитывая практический характер обучения, они не были преподавателями в университетском смысле этого слова. Мы рассказывали о своих идеях, а они задавали нам вопросы, приводили примеры из истории кураторства, рекомендовали книги по теории, философии и critical studies, которые могли быть нам полезны, то есть скорее направляли нашу коллективную работу. Общение с ними было очень интересным, хотя и не настолько частым, как хотелось бы.

Работа над нашим кураторским проектом началась с понятия «сопротивления» (resistance), которое мы получили от нашей преподавательской группы в качестве темы для размышления. Мы обсуждали что значит сопротивление сегодня — в политике, социальной жизни и искусстве, — собирали материал, искали художников, и в конечном итоге реализовали проект под названием «Шаг в сторону» (Un Pas de Cote/ A Step Aside), который перерос границы традиционной выставки. Он включал в себя презентации работ художников и дискуссии, интервенцию художников на настоящем фермерском рынке, а также велосипедную поездку художника по Европе, отчет о которой мы каждый день получали по имейлу и вывешивали на стену в выставочном зале Центра современного искусства».

De Appel

Амстердам, Нидерланды.

выставка «Bourgeois Leftovers»

выставка «Bourgeois Leftovers»

Основана при первом некоммерческом центре современного искусства в Нидерландах, одноименном De Appel. Ту форму, в которой она существует сегодня, программа получила в 2006 году, когда был переформатирован учебный план и преподавательский состав. Обучение проходит по двум линиям: изучение кураторской практики на воркшопах и семинарах (в том числе коллективное чтение текстов и письменные задания) и контекстуальное исследование, которое воплощается в финальном проекте. Как часть теоретической программы проходят и лекции от сотрудничающих с центром институций таких, как Музей Стедейлик и Амстердамский Университет.

В последние годы особое внимание уделяется исследованию роли искусства в процессах ре-урбанизации. В связи с этим много занятий проходит в экстра-институциональном контексте. Каждый год участникам организовывают поездки в города с насыщенной художественной жизнью (Лондон, Берлин, Варашава, Париж, Брюссель) и на важные события: Ливерпульская Биеннале, Манифеста, Документа, Стамбульская Биеннале. Но это еще не все: среди этих путешествий есть одна длительная экспедиция в страны за переделами Западной Европы, например Нью-Дели-Чандигар-Калькутта-Бангалор-Мумбаи (2007-2008), Хьюстон-Нью-Орлеан-Майами (2008-2009), и Сеул-Кванджу-Тайбэй-Шанхай-Пекин (2010-2011).

Как поступить

Отправить CV, мотивационное письмо, предложение проекта и рекомендательные письма. После предварительного отбора 12 кандидатов приглашаются на интервью в Амстердам. К курсу допускаются шесть из них.

Стоимость обучения 2013-14 года: €7,000. Все затраты на экскурсии и поездки в рамках программы покрывает De Appel. Дедлайн подачи заявок на следующую программу 2014-2015: 13 января 2014.

Екатерина Крупенникова

сотрудник Центра современного искусства Уяздовский Замок (Варшава), независимый куратор, критик

«De Appel CP — очень специфический курс. Он рассчитан на молодых, уже работающих кураторов и является сугубо практическим. От него не имеет смысла ждать теоретических знаний. Но главная его специфика в том, что группа состоит всего из шести человек в год, отобранных в результате открытого международного конкурса. Это похоже на суровый психологический эксперимент, слепое свидание вшестером длиной в восемь месяцев. Курс предельно интенсивный и совсем не похож на академический. Выходных почти нет, зато есть большое количество общения, обмен знаниями с коллегами и преподавателями, путешествия в разные экзотические уголки мира и очень быстрый рост эрудированности в контексте морового современного искусства. Это был невероятно тяжелый опыт, но я ценю его за то, что он дал мне веру в собственные силы. После такой армейской подготовки я не вижу для себя никаких профессиональных преград.

В De Appel CP все занятия строятся в форме диалога, а преподавателями являются различные кураторы, директора музеев, теоретики искусства. Каждый год состав преподавателей может меняться. В моем году я бы хотела отметить вклад Чарльза Эше (директор музея ВанАббе) и Яна Ферверта (Jan Verwoert) (арт критик), а также архитектора Флориса Алкемадэ (Office for Metropolitan Architecture (OMA). Они принесли мне наибольшее вдохновение.

Итоговый проект может быть чем угодно. В этом я вижу преимущество De Appel CP — это широчайшее поле для экспериментов. Здесь ограничений нет. Главная сложность — договориться вшестером о том, что это будет и как это будет. Эта задача очень тяжелая и изматывающая. Есть момент, когда хочется все бросить и уйти, и это происходит в каждой группе, каждый год. Важно иметь силы справиться с индивидуальными амбициями и стать коллективом. Это очень и очень неприятно, это труд, который отнимает много сил и сильно демотивирует. Однако, важно понимать — это огромный опыт и дело не в проекте и его результате, а в процессе его создания. Потому что сделать проект, который отвечает желаниям шестерых человек, невозможно. Это всегда компромисс со стороны всех участников».

Международную Летнюю Академию основал художник Оскар Кокошка в 1953 году как «Школу видения» в одной из старейших в Европе крепости Хоэнзальцбург. Вот уже 50 лет каждый год туда пребывает около 300 студентов из более чем 40 стран, а общее количество курсов в Академии около 20. Здесь обучаются всем визуальным искусствам во всевозможных современных медиа. Каждый год приезжают не только новые студенты, но и преподаватели — индивидуальный курс прописывается специально для каждого года с новым приглашенным учителем. Программа для кураторов была впервые запущена в 2011 году под руководством Марии Линд, свои курсы так же читали WHW (What, How & for Whom) и Хуан А. Гайтан (Juan A. Gaitán). Ежегодно трансформирующийся характер структуры Летней академии позволяет ей быстро реагировать на актуальные события в мире искусства и оказывать некоторое влияние на последние тенденции.

Как поступить

Помимо онлайн заявки нужно отправить CV и мотивационное письмо.

Оплата обучения включает: € 200 (не возвращаются в случае отмены) и стоимость конкретного курса, которая меняется в зависимости от продолжительности (€ 230 за 1неделю — € 1,120 за 4 недели)

Агата Иордан

сотрудник VIENNAFAIR, обладатель премии Курехина за лучший кураторский проект 2009

«Курс «Истории и практики курирования» вел один преподаватель — Мария Линд, директор Tensta Konsthall в Стокгольме. Она четко разделила курс на две части — на истории и на практики. В первую неделю мы слушали лекции и говорили об истории кураторства. Вторую неделю — практическую — много ходили по выставкам и обсуждали разного рода экспозиции (от cabinet of curiosities в местном соборе до городской public art программы Зальцбурга), а также готовили свой выпускной проект. Наверное, любая летняя школа отличается тем, что люди проводят очень много времени вместе и обсуждают свой предмет бесконечно.

В Зальцбурге приятной особенностью является то, что параллельно в летней академии, в одном замке проводится 10-15 курсов для художников, то есть мы не имели возможности уйти от художественного процесса, который происходил прямо за соседней стеной, много общались со студентами и успевали ходить на artists lunch-talks. Среди преподавателей художественных курсов были Младен Стилинович, Питер Фридл, Джитиш Каллат (насколько я замечала, в следующие годы также было немало «звездных» преподавателей).

Мы занимались в замке, который построен на возвышенности, и каждый день нужно было туда подниматься, считается? Еще в замке была довольно гулкая акустика. Если серьезно, Мария попыталась за несколько дней провести историческую линию развития кураторства, обозначила highlight-выставки, ключевые имена, дала огромный список литературы, обрушила на нас тонну информации. Собственно я до сих пор иногда возвращаюсь к книжкам, которые она советовала, и просматриваю лекции. Однако во время классов не было возможности погрузиться в определенные проблемные аспекты, что-то детально обсудить.

Мы сделали карту по замку, где обозначили несколько работ студентов. Карта-выставка посвящалась тому, какое место в культурной жизни Зальцбурга занимают 300-400 студентов-художников и кураторов (при общем населении города в 150 000. человек), приехавших на месяц в академию, не резидентов, но и не туристов. К 18 отобранным работам мы добавили два видео от себя. «An Artist who cannot speak English is no Artist» (Jakup Ferri) — оммаж Стилиновичу, иронизирующему над всей интернациональной летней академией. И видеозапись речи профессора социологии Жана Зиглера, которая должна была открывать зальцбургский музыкальный фестиваль в дни, когда мы там учились. (Главный спонсор фестиваля, не разделяющий патетику Зиглера, вынудил организаторов искать более клиентоориентированных ораторов. В итоге речь не была произнесена на площади, а инцидент старательно замяли).

ICI Curatorial Intensive

Нью-Йорк, США

Интенсив создан Центром международных независимых кураторов ICI. Сам центр, основанный в 1975 году, организует выставки, события, публикации и содействует профессиональной подготовке людей со всего мира.

Интенсив претендует на звание первой подобной программы, короткой по сроку и очень концентрированной. Цель — дать возможность развить новые идеи, создать новые международные сети знакомств. ICI проводит четыре курса в год с новыми наборами студентов. Два проходят в Нью-Йорке, и два других принимают разные институции-партнеры во всем мире. За три года Интенсивы реализовались в: Мумбаи, в Пекине, Буэнос-Айресе, Йоханнесбурге, Иньотиме, Стамбуле. В Нью-Йоркском курсе больше семинаров и лекций, выездные программы больше специализируются на путешествиях, погружении в местную среду и общении с локальными представителями арт-сообщества.

Как поступить

Из подавших онлайн заявки выбирают 12-14 участников, состав группы всегда максимально международный. Требования к кандидатам: знание английского и минимум 3 года профессионального опыта.

Стоимость обучения $1,900, так же все расходы на передвижение и питание не оплачиваются. Однако есть возможность подать заявку на грант, который каждый раз оплачивают разные фонды. Дедлайн подачи заявок на следующую программу: 13 января 2014.

Анна Харрисон

арт-критик, выпускница Оксфордского университета, Сорбонны и института Курто

«Каждый интенсивный курс ICI строится вокруг актуальных проблем в текущей кураторской практике. Место действия, где курс проходит так же важно, как многочисленные выезды и встречи с локальными кураторами на основе обсуждения вопросов и курс спровоцировать. Так, в ноябре 2011 года на кураторском Интенсиве исследовались вопросы курирования перформативного искусства во время Performa — биеннале искусства действия в Нью-Йорке. А следующий курс, в институте Инхотим (Inhotim) в Бразилии, был сосредоточен на работе с контекстом и site specific art. Инхотим — центр современного искусства, протянувшийся на 5000 акров, где многие работы расположены на открытом воздухе или в специально построенных павильонах.

Курс рассчитан не совсем на новичков, это так, но в то же время приветствуются заявки от молодых кураторов, которые еще не встроились в систему. Средний возраст участников — 30 лет, я была самой молодой в своей группе. Однако это вдохновляет, быть окруженным людьми с большим опытом чем у тебя, чтобы учиться друг у друга.

Кураторский Интенсив — это не просто название, курс действительно очень интенсивный! Каждый день программы насыщен поездками, обсуждениями и семинарами. В тоже время нужно готовить финальную презентацию своей кураторской идеи, которую надо представить в последний день. Ты все время окружен дискуссиями и, как следствие, получаешь совершенно захватывающий разносторонний опыт. Есть и обратная сторона, как у каждой медали. Интенсив длится около недели, дается столько информации, что не хватает времени углубиться в каждую тему».

Миссия фонда «Виктория — искусство быть современным», основанного в 2009 году, — заполнить информационный вакуум между российским искусством и Западом. «Виктория» поддерживает выставочные проекты, публикации и проводит образовательные программы. Идейный вдохновитель и создатель Летней Кураторской Школы — Виктор Мизиано. Благодаря его усилиям, MCSS вписана в международный контекст. Сам он придерживается мнения, что «научить» кураторству в академическом плане практически невозможно, возможно лишь дать некие знания, а как ими оперировать — это уже индивидуальный склад мышления каждого.

Мизиано обозначает тему Школы и подбирает преподавательский состав согласно ей. Помимо лекционной части, большое внимание уделяется семинарам с кураторами курса. В первой сессии «Делать выставки политически» это была группа WHW (Загреб, Хорватия), во второй — «This is the Show, and the Show is Many Things» — художественная и кураторская группа Raqs Media Collective (Нью-Дели, Индия). По сути, руководители курса ведут участников к финальному проекту, проводя воркшопы и практические задания. Рамки итогового коллективного проекта строго не обозначены, студентам представляется полная свобода в пределах заданной темы.

Задача всей программы через лекции и обсуждения попытаться ответить на вопросы о профессиональных границах, ответственности и компетенциях куратора. Особенность MCSS в том, что лекционная часть открыта для посещения всех желающих.

Как поступить

Необходим высокий уровень владения английским языком и ориентация в контексте современного искусства. В итоге отбора заявок принимаются молодые кураторы (хотя программа продемонстрировала свою гибкую структуру сделав исключения для 3 участников II MCSS) из России и стран бывшего СНГ. Оплачивается проживание, перелет и питание участников.

Лариса Венедиктова

хореограф, перформер, куратор, участница группы ТанцЛабораториум

Мне понравилось нравилось незнание инициаторов — что получится, но знание — чего хочется. Особенное — Мизиано и все, что он делает. Недостатки — разбалансированность программы в пользу теории и недоверие исследовательской способности студентов.

Итоговый проект отразил тему Школы этого года, им исследовались возможности кураторской практики, которая в состоянии выйти за рамки традиционной выставочной структуры. Кураторский проект как «many things» — социально-политический активизм, коллективное исследование, интеллектуальная дискуссия, групповая поездка и тд. Что касается финального проекта — участники не без проблем поделились на несколько групп, и каждая в своем формате представила основные идеи и понятия, которые были озвучены (или не были) в процессе Интенсива. Формами были — перформанс в виде живой дискуссии — игры, экскурсия-перформанс по музею революции «Пресня» (где проводились все занятия), чаепитие о гостеприимсте, провокативный опрос о гендерной принадлежности по шкале Кинси, игра-домино из терминов и словосочетаний. Основным мотивом итогового проекта стало «не-согласие и не-понимание».