Миланский институт NABA (Nuova Accademia di Belle Arti) — одно из лучших образовательных учреждений Италии, посвященных современному искусству, кураторству и дизайну. Т&P рассказали об особенностях междисциплинарного обучения и поговорили с руководителем курса «Визуальное искусство и кураторские исследования» Андрисом Бринкманисом.

Новая академия изящных искусств была основана в Милане в 1980 году и с самого начала пыталась преодолеть традиции академического художественного образования. Академия состоит из четырех департаментов: «Визуальные, перформативные и мультимедийные искусства», «Дизайн», «Дизайн одежды», «Коммуникационный и графический дизайн». Наличие трех факультетов, посвященных дизайну, можно списать на близость к Академии Домус, с которой NABA делит кампус, но скорее всего это естественное следствие того, что мода и дизайн являются градообразующими индустриями для Милана.

В каждом департаменте есть несколько магистерских программ и бакалавриатов. Магистерские программы, постдипломное образование с присуждением степени мастера длятся один или два года. Бакалавриат, который представляет собой первую ступень высшего профессионального образования, длится три.

«Визуальное искусство и кураторские исследования» — одна из самых интересных магистерских программ в NABA и, возможно, единственная в Италии непосредственно связанная с современным искусством. Курс можно разделить на два блока: теоретический и прикладной. Первый состоит из лекций по «Истории современного искусства», «Феноменологии искусства», «Теории и методологии масс-медиа», «Музеологии» и «Экономики искусства». Второй включает в себя «Выставочный дизайн», который ведет художница и архитектор Селин Кондорели, «Курирование» под руководством куратора Марко Скотини, курсы фотографии и компьютерной графики. Идея программы отталкивается от понимания художественной выставки как основной культурной формы, которую принимает современный художественный процесс и того, что динамика отношений между куратором и художником во многом определяет характер художественного высказывания. От художника требуется понимание специфики кураторской практики, в то же время куратор должен быть готов к переосмыслению своей роли в отношениях с художником. В процессе производства художественного высказывания практики художника и куратора могут не только соприкасаться и взаимодействовать, но и совпадать друг с другом. Основная цель программы не только выработка понимания своего места в современной социальной и культурной реальности, но и постоянная провокация готовности к переосмыслению роли куратора и художника в художественном пространстве.

Курс был основан и идет под руководством куратора Марко Скотини. Большинство его выставок так или иначе затрагивают тему политики памяти — набора практик, с помощью которых происходит запоминание, сохранение и репрезентация политически значимых событий в современном обществе. Один из самых известных его проектов — «Архив неповиновения» (Disobedience archive) представляет собой путешествующую выставку художественного и активистского видео на стыке искусства и политики. Среди адъюнкт-профессоров курса заместитель директора Еврейского музея в Нью-Йорке Йенс Хоффман, куратор 10-ой Стамбульской биеннале и директор римского музея MAXXI Хоу Ханру, глава кураторского департамента Документа 13 Чус Мартинес и многие другие. Помимо международных звезд с академией сотрудничают итальянские исследователи. Так курс «Экономики искусства» ведет политолог и экономист Кристиан Марацци, один их ключевых теоретиков итальянского автономисткого движения наравне с Антонио Негри, Паоло Вирно и Франко «Бифо» Берарди.

Второй год обучения посвящен практической деятельности. Студенты должны подготовить и реализовать индивидуальный или групповой выставочный проект. Помимо этого у них будет возможность стажировки в ведущих культурный институциях Италии в соответствии с их профессиональными интересами. Академия выстраивает партнерские отношения между преподавательским составом и студентами, что позволяет молодым художникам и кураторам естественно интегрироваться в международную профессиональную среду. Портфолио каждого абитуриента рассматривается индивидуально. Предполагается что будущие студенты свободно ориентируются в проблематике современного искусства и готовы приступить к самостоятельной работе и реализации своего проекта в рамках магистерской программы.

Помимо производства выставок особое внимание в NABA уделяется издательским проектам. Студенты сотрудничают с берлинским издательством Archive books в котором в 2011 году вышел первый номер альманаха No Order. Art in a Post-Fordist Society, над которым работали участники магистерской программы.

Среди выпускников предыдущих лет куратор награды в области критического искусства Visible award Матео Лукетти, арт-директор и редактор издательства Archive books Паоло Каффони, участник Московской биеннале молодого искусства и Manifesta 8 Данило Корреале и многие другие.

Образование в NABA платное, стоимость магистерской программы составляет 12 тысяч евро в год. Каждый год, для каждого курса, объявляется творческий конкурс по результатам которого распределяются три стипендии, которые могут уменьшить стоимость на шестьдесят, пятьдесят или сорок процентов.

Для того, чтобы поступить в NABA или любой другой итальянский вуз, аккредитованный в Министерстве образования Италии, выпускникам отечественных учебных заведений необходимо апостилировать свои дипломы в Департаменте образования, перевести на итальянский язык и передать их в Генеральное консульство Италии.

Процедура апостилирования дипломов о среднем или высшем образовании может занять несколько месяцев, но «Декларацию ценности» вашего диплома консульство подготовит уже в течение десяти дней. Если вы закончили среднюю школу и отучились год или два в высшем учебном заведении, то есть посвятили образованию больше 12 лет, то вы вполне можете подать документы на бакалавриат в итальянском вузе или академии. Если вы закончили институт, то есть отучились 16 лет, вы можете подать документы на магистерскую программу. Преподавание в NABA ведется на английском или итальянском языке в зависимости от программы. Знание итальянского или английского языков (не ниже уровня B2) нужно будет подтвердить соответствующим сертификатом.

Андрис Бринкманис

куратор, руководитель программы «Визуальное искусство и кураторские исследования»

— В рамках магистерской программы художники и кураторы объединены в одну группу и учатся вместе. Судя по вашему опыту, в чем преимущества такого подхода?

— Мне кажется, что именно междисциплинарный подход позволяет развить иное, более глубокое понимание своей индивидуальной практики. Сегодня границы между ролью художника и куратора размыты. Чтобы ясно это увидеть, нужно задуматься о выставочном пространстве, где художник и куратор в равной степени сталкиваются с проблемами выбора, организации и репрезентации материала. Художники больше не занимаются самоличным производством работ, как живописцы из прошлого. Многие работают с архивами, найденными материалами, смешивают различные медиа. В этом случае их задачей становится отбор и придание значения определенному набору объектов, образов и идей. Вместо того, чтобы разделить фигуры художника и куратора, сохранить отчетливую границу между ними, мы пытаемся преодолеть формальные ограничения и сосредоточится на том, что есть общего у них и чему они могут научится друг у друга. Во время обучения в NABA можно экспериментировать, приобрести новые навыки и открыть для себя новую практику которая в более традиционной среде стала бы жертвой дисциплинарных споров.

«Мы хотели бы думать о NABA как о производственной площадке где познавательные, теоретические и практические навыки сходятся»

Таким образом, вместо того, чтобы закрывать границы дисциплин мы пытаемся открыть их. Мы уверенны что именно это может привести к появлению новых фигур и дискурсов. Куратор или художник сегодня легко может быть редактором, заниматься исполнительскими искусствами, создавать свой индивидуальный метод смешивая различные поля деятельности. Возможно именно такой гибридный подход отличает художников и кураторов которые учились в NABA. После завершения обучения студенты хорошо осведомлены о логике и архитектуре современной арт-системы, как она работает и каковы ее пределы. Многие, в том числе мои однокурсники, стали опытными профессионалами. Междисциплинарная открытость и критический подход позволяют найти и выделить направление, в котором возможны инновации. В моем случае из-за своего интереса к образованию я в последнее время больше связан с академией и работой со студентами, чем с традиционным производством выставок.

— Существует определенный скептицизм в отношение образовательных программ в области искусств с упором на практические навыки. На ваш взгляд программе в NABA удается сохранить баланс между теоретической, интеллектуальной интенсивностью и практической, творческой деятельностью?

— Во многих случаях этот скептицизм вполне мотивирован. В NABA мы ставим большой акцент на критическом мышлении и теоретической стороне каждой дисциплины. Это помогает нашим студентам быть более внимательными и критичными к тому, что они делают или к тому, что они пытаются придумать. В школе очень сильно внимание к социальным и политическим аспектам, что позволяет выработать более глубокое понимание современности. Действительно профессионал сегодня должен иметь как практические, так и теоретические знания. Мы пытаемся выстроить программу таким образом чтобы один подход обогащал другой. От теории к практике, и от практики к теории, можно это назвать — теоретизирующая практика. Чтобы выразить это яснее мы можем использовать термин «производство» Вальтера Беньямина. Мы хотели бы думать о NABA как о производственной площадке где познавательные, теоретические и практические навыки сходятся.

— Тот факт, что преподавание ведется на итальянском языке не воспринимается как минус?

— На данный момент программа «Визуальные искусства и кураторские исследования» ведется на итальянском языке, так как это позволяет нашим студентам работать с ключевыми фигурами арт-мира и теоретиками из Италии. Помимо этого у нас очень много посещающих профессоров и гостей, которые говорят по-английски. Сейчас язык может стать преградой для тех, кто не знает итальянского, но со следующего года мы планируем начать преподавание на английском, что значительно расширит нашу аудиторию. Некоторые курсы в NABA ведутся с переводом на английский язык, что позволяет посещать их англоговорящим студентам. Мы хотели бы структурировать программу таким образом, чтобы она стала двуязычной, что позволит не потерять ни цельность, ни связь со средой.

Узнать больше