Понимание собственной смертности — тяжелая расплата за интеллект и сознание. С древнейших времен люди справлялись с неукротимым страхом смерти, рассказывая себе истории, которые укладываются в четыре базовых типа. В своем выступлении на TED философ Стивен Кейв объяснил, как древние нарративы находят свое воплощение в век интернета, а T&P записали его основные тезисы.

В ходе более 400 экспериментов было установлено, что люди стремятся придерживаться некой истории, которая заглушает их страх смерти. В одном из экспериментов одну группу агностиков попросили думать о смерти, а вторую — об одиночестве. При подведении итогов выяснилось, что в первой группе тяга к религиозному опыту оказалась в два раза больше, чем во второй. Подобное смещение в сторону иносказательного было обозначено теорией управления ужасом — мы рассказываем себе истории и так выстраиваем собственное мировоззрение, чтобы избежать страха смерти. Эти нарративы укладываются в четыре базовых типа.

Почти во всех человеческих культурах существовали истории, связанные с эликсиром вечной жизни или фонтаном долголетия, источником вечной молодости. Подобные мифы встречаются в Египте, древнем Вавилоне, Индии, а также в летописях европейских алхимиков, которые стремились найти средство от старости. Даже современные научные разработки идейно продолжают эту традицию — теперь мы возлагаем надежды на стволовые клетки, генетику и нанотехнологии.

Вторая история связана с воскрешением из мертвых. Мы принимаем свое биологическое тело, не сомневаемся в своей кончине, но при этом надеемся на то, что однажды восстанем из могилы и заживем вновь. Такие мистические прогнозы существуют в исламе, христианстве и иудаизме. В современном мире эту идею можно связать с надеждами на крионику, благодаря которой можно будет сохранить свое умирающее тело до тех пор, пока не появятся технологии, чтобы продлить его жизнедеятельность.

«Рассматривайте свою жизнь как книгу, где есть начало и конец. Неважно, что это за книга — эпос или графический роман. Главное, чтобы ее стоило рассказывать»

Наиболее распространенная идея бессмертия связана с тем, что по окончании жизненного пути мы продолжаем существовать в отрыве от собственного тела в виде бесплотной души — она находится в основе многих религий. В век технологий ее пытаются переосмыслить, связав с возможностью, к примеру, загрузить свое сознание в компьютерную сеть и продолжить жизнь в качестве аватара.

Концепция четвертой истории бессмертия заключена в чествовании и наследии — идее, что за свои поступки и достижения имя человека может жить в веках, как бы продолжая его жизненный путь. Если раньше для этого нужно было быть великим воином или героем, сейчас, если вам очень повезет, будет достаточно просто загрузить видео в интернет. Многие люди чувствуют, что хотят заполучить более ощутимое — биологическое — наследие в виде своих детей, или же оказаться важной частью чего-то большего — нации, семьи или племени. Но скептики вроде Вуди Аллена, отвечая на вопрос о собственном наследии, утверждают: «Я не хочу жить в сердцах своих соотечественников. Я хочу жить у себя дома».

Неужели у нас нет никаких шансов найти успокоение перед неотступным страхом смерти, не прибегая к мистическим историям? Не совсем так. Греческий философ Эпикур говорил, что смерть для нас не имеет никакого значения — пока мы здесь, ее нет, когда она придет, нас здесь больше не будет. Бояться ее — естественно, но это совершенно нерационально. А две тысячи лет после него Людвиг Витгенштейн сказал следующее: «Смерть не является событием жизни. Мы живем не для того, чтобы испытать смерть. Так что в этом смысле жизнь не имеет конца».

Рассматривайте свою жизнь как книгу, где есть начало и конец. Неважно, что это за книга — эпос или графический роман. Неважно, насколько она длинная. Главное, чтобы ее история стоила того, чтобы быть рассказанной.

Полностью посмотреть лекцию Стивена Кейва о 4 историях, которые помогают нам примириться со смертью, можно на сайте TED.