Ежегодно появляются новые статьи, которые пытаются связать занятия музыкой с развитием повышенного интеллекта. Сможет ли игра на пианино сделать вашего ребенка умнее в будущем? Об этом The New York Times рассказал гарвардский исследователь в области образования Самюэль Мехр.

Музыкальные занятия, особенно в раннем возрасте, впоследствии часто связываются с повышенным уровнем IQ, лучшими показателями в школе и впечатляющими когнитивными способностями. Также известно, что многие успешные люди в детстве играли на музыкальных инструментах. Исходя из этого часто делается вывод, что именно музыка становится фактором, стимулирующим усиленное развитие интеллекта.

Но это, скорее всего, заблуждение: между музыкой и интеллектом нет причинной связи. Существует множество других правдоподобных объяснений влияния музыкальных уроков на развитие когнитивных навыков. Например, родители, которые могут себе позволить частные музыкальные уроки, наверняка, предпочтут для своих детей чтение вслух, чем просмотр телевизора.

Можем ли мы точно определить конкретные когнитивные преимущества от занятий музыкой? Вместо того, чтобы рассказывать научные анекдоты, давайте обратимся к данным, полученным в хоже экспериментов. Нескольким группам детей предлагались разные виды активности (музыкальные и другие равные по интенсивности занятия) или не предлагалось вообще никаких упражнений, чтобы по прошествии некоторого времени сравнить их приобретенные навыки. Пять подобных испытаний не показали однозначного результата, но влияние музыкальных уроков оказалось крайне незначительным: в одном испытании у детей было зафиксировано небольшое увеличение IQ, но в двух последующих испытаниях добиться повторения эффекта не удалось. Только в одном случае у детей улучшилось пространственное мышление. Другое испытание указывало на улучшение общих когнитивных навыков (но не повышения академической успеваемости) для занятий в течение двух лет. При занятиях в течение одного или трех лет подобного же эффекта добиться не удалось.

Вместе со своими коллегами Самюэль Мехр проводил и собственные испытания фиксируя результаты при помощи более сложных, чем тесты IQ, методик: тестов на пространственные, лингвистические и математические навыки. Им не удалось найти значительных различий в развитии когнитивных способностей нескольких групп детей, которые занимались в разных классах, в том числе и музыкальном.

Но это не означает, что занятия музыкой не приносят пользы нашему интеллекту. Чтобы лучше понять их значение, нужно продолжить исследования и анализ информации. Не стоит забывать о культурологических достоинствах музыкальных уроков, а также удовольствии от создания и воспроизведения музыки. Как говорил Аристотель, «музыка наполняет сердце человека радостью, по этой причине мы можем быть уверены, что молодые люди должны обучаться этому искусству».

Полностью колонку Самюэля Мехра о влиянии музыки на интеллект можно прочитать на сайте The New York Times.