Эмоциональный интеллект — способность понимать чувства и намерения человека по его жестам, поведению, тону голоса. Журнал The Atlantic попросил профессора менеджмента и психологии Адама Гранта разобраться, на что влияет эта способность и как отличить человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта от тонкого манипулятора. T&P перевели из его текста основные тезисы.

Основная миссия исследовательской группы Мартина Кидуффа из Университетского колледжа Лондона — пролить свет на темную сторону эмоционального интеллекта. Исследователи изучают, как люди маскируют свои реальные эмоции для достижения определенных целей. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны «намеренно формировать свои эмоции для достижения наиболее благоприятного впечатления о себе», пишет профессор Кидуфф.

В появившемся недавно исследовании Кембриджского университета утверждалось, что если политический лидер выступает с крайне эмоциональной, проникновенной речью, у аудитории хуже получается структурировать сообщение и запомнить большую часть информации. При этом сами восхищенные слушатели позже были уверены, что могут воспроизвести большую ее часть.

В условиях, где эмоциональная составляющая не имеет особой ценности, способность распознавать чужие эмоции может обернуться совсем во вред. Психологи Дана Джозеф из Университета центральной Флориды и Дэниел Ньюман из Университета Иллинойса всесторонне изучили все исследования, в которых прослеживалась связь между эмоциональным интеллектом и работоспособностью. Просмотрев сотни докладов о тысячах сотрудников 191 профессии, они пришли к выводу, что тонкое распознавание чувств окружающих людей не всегда оказывается преимуществом. Для механиков, ученых и бухгалтеров такая способность оказалась скорее обузой, чем преимуществом. Чтобы до конца понять данные, требуется больше исследований, но предварительные выводы говорят о том, что эти сотрудники обращали повышенное внимание к чувствам своих коллег, от чего могло пострадать выполнение их непосредственных заданий. Если ваша работа заключается в закручивании гаек, способность распознавать мимику, тон голоса и язык тела людей вокруг может только отвлекать от работы.

Подробнее прочитать о темной стороне эмоционального интеллекта можно на сайте Atlantic.