Профессор истории Уильям Харрис изучает представления древних греков и римлян о безумии и психических расстройствах. Он рассказал журналу The Atlantic о «божественной» природе безумия, слуховых галлюцинациях Сократа и отношении к гневу как к заболеванию. T&P выписали из его речи самое главное.

Многие люди во времена античности считали, что психические расстройства посылаются богами, которые часто казались крайне легкомысленными в своих наказаниях. В ходу были магические и религиозные средства лечения. Например, считалось, что если провести ночь в храме бога исцеления Асклепия, недуг может пройти. Жрецам доверяли в вопросах врачевания. Примерно в пятом веке до н.э. врачи начали бороться с этими заблуждениями.

Доктора времен Гиппократа уже придерживались мнения о том, что галлюцинации — феномен, целиком относящийся к здоровью человека, но многие еще продолжали думать, что всему виной происки богов. Один из учеников школы Гиппократа в конце пятого века написал трактат, в котором утверждал, что «священная болезнь», то есть эпилепсия, не имеет божественной природы. Скоро все врачи и ученые были единодушны во мнении, что сумасшедшие люди чем-то больны, при этом не понимая, что природа их болезни кроется в психике.

Греческие врачи как правило не разграничивали физические и психологические расстройства. У них не было таких понятий, как «депрессия» или «шизофрения». Ученые считали, что то, что мы называем психозами, относится к физиологическим расстройствам. Никто не считал, что за о психических больных должно заботиться государство. За ними либо присматривали в семье, либо они заканчивали свои дни на улице.

«В разные периоды Римской империи будничными вещами могли казаться жестокое насилие и педофилия. Поэтому до сих пор идут споры, были ли шизофрениками Ирод I и Калигула».

Интересно греки относились к проявлениям гнева — его они тоже считали своего рода заболеванием, которое вредило в управлении государством, ведению хозяйства в доме (особенно сильно это было связано с рабами), и позже считалось ярким примером падения человека. Формально хозяин рабов мог относиться к ним так, как считал нужным, но рабы в ту эпоху могли реагировать на агрессию в их сторону. Моральные императивы ставили самоконтроль в самый центр представлений о благодетели.

Известно, что некоторые исторические личности древнего мира страдали от психических расстройств. Сократ был подвержен повторяющимся слуховым галлюцинациям, которые, впрочем, помогали ему жить и работать: чей-то голос советовал ему совершать разные поступки.

Объективно оценить психологическое состояние публичных людей античности не всегда представляется возможным из-за разницы в представлениях о культуре и морали и недостатка источников. В разные периоды Римской империи будничными вещами могли казаться жестокое насилие и педофилия. Поэтому до сих пор идут споры, были ли шизофрениками Ирод I и Калигула.

Подробнее узнать о безумии в эпоху античности можно на сайте The Atlantic.