Среди лингвистов продолжаются споры о том, как сильно язык человека влияет на его мышление. Если некоторые примитивные племена не знакомы с концепциями времени или используют уникальную, «смешанную» систему цветов, насколько сильно это отличает их восприятие мира от нашего? Об этом пишет газета The Guardian, из текста которой T&P перевели основные тезисы.

В 1940 году американский лингвист Бенджамин Ли Уорф опубликовал свое эссе «Наука и лингвистика», в котором по заветам эйнштейновской физики заявлял о «новом принципе относительности, который гласит, что все индивиды не будут получать одинаковую картину мира из одних и тех же физических данных до тех пор, пока их лингвистический фон не будет совпадать». Это означало, что носители разных языков должны по-разному мыслить и воспринимать мир — язык влияет на мышление. Предположение Уорфа сильно повлияло на лингвистику того времени и получило название «Гипотеза Сепира — Уорфа».

В своей работе исследователь опирался на данные о племени коренных американцев Хопи в северо-восточной Аризоне. Уорф утверждал, что в их языке нет слов, обозначающих концепцию времени, понятий настоящего и будущего — соответственно, они не могли понять, что такое время.

«Известно, что народность Химба из Намбии использует только пять цветовых категорий: к примеру, их разные цвета zuzu и buru включают в себя оттенки привычного нам синего цвета».

При этом Уорф был в составе группы американских мыслителей (среди них был антрополог Франц Боас и другие), которая не принимала идеи биологических различий между расами. Отстаивая культурный релятивизм, они уповали на многообразие условий жизни как основной фактор изменений. Труды Уорфа получили широкое распространение и подверглись серьезной критике только в 60-е. Такие исследователи, как Ноам Хомский, открыли новую страницу в истории лингвистики. От релятивистских позиций Уорфа они устремились к более общему подходу, при помощи которого пытались найти базовые признаки языка. С началом 80-х споры в лингвистике вспыхнули с новой силой, но в намного более осторожном, рациональном ключе.

Одной из интересных областей для изучения стала связь между языком и цветом. В 1969 году вышла ставшая известной книга «Основные правила цветов: их универсальность и эволюция», в которой утверждалось, что становление цветовой системы во всех языках строится примерно одинаково: новые цвета прирастают в определенном порядке: после появления черного и белого будет введен красный, затем появится зеленый или желтый и так далее. Эта идея получила широкое распространение и позже подверглась критике. Известно, что народность Химба из Намбии использует только пять цветовых категорий, которые поначалу сложно понять или объяснить человеку западной культуры. К примеру, их разные цвета zuzu и buru включают в себя оттенки привычного нам синего цвета.

Подробнее прочитать о том, как речь влияет на мышление можно на сайте The Guardian.