Иногда во время прослушивания классической музыки нам кажется, что время замедлило свое движение или вовсе остановилось. Медленная музыка заставляет нас дольше блуждать по магазину, а быстрая — прибавлять скорость автомобиля. О влиянии музыки на мозг журналу Nautilus рассказал композитор и исследователь музыки Джонатан Бергер, а T&P выделили в его тексте самое главное.

Нам кажется, что время непрерывно, но на самом деле, мы воспринимаем его отличными друг от друга частями. Пока объективное течение времени отмеряется часами, субъективное контролируется внутренним физиологическим метрономом, который может отличаться от объективного времени

Известно, что музыка с неспешным ритмом увеличивает количество проданных в баре напитков — в помещении создается более комфортная атмосфера, которая стимулирует остаться подольше и сделать очередной заказ. Похожим образом покупатели проводят в магазине на 38% больше времени, если их окружает спокойная музыка. В 2004 году «Фонд королевского клуба автомобильного спорта» признал Вагнера «Полет Валькирий» наиболее опасной музыкой для вождения. Опасения были вызваны не отвлекающим эффектом, а бешеным темпом мелодии, который искажал чувство скорости водителя и вопреки показаниям спидометра стимулировал его еще больше увеличивать скорость.

Неврология дает нам представление о том, как музыка создает искаженное ощущение времени. В периоды активного восприятия, например, если вы восхищены какой-нибудь композицией, направленная на интроспекцию деятельность префронтальной коры мозга начинает выключаться. Сенсорная зона мозга начинает перерабатывать информацию, в то время как зоны, отвечающие за восприятие человеком самого себя, ослабевают. Как это описывает невролог Илан Голдберг, в данном случает выражение «потерять себя» получает четкую невралгическую основу. В отличие от активного восприятия, назначение префронтальной коры — осмысление музыки. Но в наиболее интенсивные моменты нам кажется, что время остановилось или вообще перестало существовать — тогда мы чувствуем что-то наподобие медитативной гармонии.

Изобретение аудиозаписи изменило восприятие музыки для многих поколений. Технические ограничения надолго установили стандартную длительность композиции, влияние которой чувствуется и по сей день — когда эти ограничения удалось преодолеть. Записывающие цилиндры Эдисона могли хранить только около четырех минут звучания. Это оказало катастрофическое влияние на сферу классической музыки и сформировало коллективное представление о длительности прослушивания.

Подробнее прочитать о том, как музыка влияет на восприятие времени можно на сайте Nautilus.