В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Художник-модельер Настя Сладкова вернулась из Лондона, где на курсах знаменитого колледжа дизайна Central Saint Martins училась создавать шляпки, снимала анимационные ролики и бросала монетки в холле, чтобы вернуться сюда еще раз.

Настя Сладкова

— Где, чему ты училась? Как так случилось, что именно здесь?

— Я прошла четыре краткосрочных курса в Central Saint Martins: моделирование выкроек — экспериментальные и исследовательские методы, мастер-класс по созданию шляпок, процесс создания цифрового кино и компьютерную анимацию. Я давно мечтала поучиться у преподавателей, которые работали с Александром Маккуином, Джоном Гальяно и молодыми звездами фэшн-индустрии, завоевывающими сегодня подиумы по всему миру. Сначала думала поехать в Parsons, в Нью-Йорк, но занятия там были рассчитаны на целых три месяца, что выходило дорого. Я узнала о краткосрочных недельных курсах в Central Saint Martins — первые два я прошла в марте, два других — летом.

— Как выглядел процесс поступления?

— Нужно просто выбрать одну из многочисленных программ на сайте колледжа, оплатить ее и получить студенческую визу. Портфолио для поступления не требуется, но уже на сами курсы хорошо бы его принести. Велика вероятность, что преподаватель заинтересуется одной из работ и отдельно разберет с тобой что-то интересное.

— Ты училась в российском вузе? Какие остались воспоминания?

— Я самоучка и начала заниматься модой довольно поздно: в 19 лет сшила себе довольно авангардный пиджак, потому что купить себе что-то подобное не позволяли средства. Процесс мне понравился, и я продолжила экспериментировать с шитьем — сначала мои работы заметили и стали заказывать друзья, а потом уже незнакомые люди. В 2010 году я приняла участие в показе на Oslo Fashion Week с дебютной коллекцией Northern skies бренда White Baron. Это был невероятный опыт! Параллельно я работала над своими коллекциями марки молодежной одежды Feya Derevyashkina и участвовала в показах в России.

Но несмотря на то, что я шила практически каждый день на протяжении восьми лет, до каких-то моментов я доходила сама, не следуя классическим схемам, и мне не хватало уверенности в том, все ли я делаю правильно. Курсы в Central Saint Martins стали для меня своего рода экзаменом и проверкой своих сил.

Анимацией я тоже интересуюсь довольно давно. Очень часто, чтобы дополнить восприятие идеи создания платья, я снимаю видео. Иногда делаю клипы для музыкальных групп.

— Над чем ты работала?

— На курсе по моделированию выкроек я почувствовала себя героиней шоу Project Runway («Проект Подиум»). Не успели мы познакомиться с другими участниками и рассказать о себе, как нам сказали: «Вот выкройка, а теперь экспериментируйте». На ее основе мы должны были придумать что-то свое, обсудить скетч с преподавателем, нарисовать выкройку, отшить по ней модель и примерить ее на манекене. В конце дня готовые работы выстраивались в ряд, и мы обсуждали их достоинства и недостатки. Занятия проходили с 10 до 17, но уже на второй день мы пришли в девять и закончили в семь — задания с каждым днем усложнялись, мы разбирали работы известных дизайнеров и даже не успевали толком поесть. Атмосфера очень располагала — когда ты видишь, что у твоего соседа работа кипит, отставать совсем не хочется. Ты осознаешь, что должен во что бы то ни было доказать, чего стоишь. После пяти дней интенсивной работы мы не только попробовали различные дизайны, но и научились глядя на любую готовую вещь переносить ее форму на бумагу. Вместе со мной учились дизайнеры из Австралии, Бразилии, Америки — многие работали в индустрии больше 10 лет, но им нужно было усовершенствовать свои знания.

На первом занятии было тяжело. Англичане любят шутить, в том числе и во время учебного процесса. Бывало, что преподаватель сказал что-то смешное, все уже посмеялись, а до меня смысл доходил только через несколько секунд. Но постепенно втянулась.

Вторым я прошла курс по процессу создания цифрового кино. Он был поспокойнее — наш преподаватель работал на BBC, рассказывал про работу на площадке. Мы получили возможность попробовать профессиональные камеры, выставляли свет, даже сами собирали операторский кран.

Летом я вернулась в Central Saint Martins, чтобы научиться делать шляпы. При создании коллекции одежды очень важно обращать внимание на аксессуары, поэтому мне было важно научиться создавать их самой. Все шляпки можно условно разделить на три вида — соломенные, фетровые и из полотна синамей — их английские дамы обычно надевают на скачки. Суть курса состояла в том, чтобы показать нам, как работать со всеми тремя материалами. Шляпы делаются на деревянных болванках. Когда мы впервые зашли в студию и увидели их, то буквально потеряли дар речи: болванок было просто несметное количество — выбирай любую. С утра до вечера мы работали с оборудованием, периодически ездили в магазины за материалами и украшениями для шляп. В конце курса у каждого было минимум пять готовых моделей — помимо сертификата о прохождении курса мы пополнили свое портфолио готовыми работами.

На компьютерной анимации мы разбирали анимационные ролики и изучали работы известных мэтров — например, моего любимого Шванкмайера. После теории началась практика, нужно было отснять свое видео — одному или в группе с кем-то. Было выдано оборудование — целый день мы ходили по колледжу и снимали, на следующий день монтировали и вместе отсматривали то, что получилось. Мои однокурсники пришли с достаточно разносторонним бэкграундом — кто-то был новичком в индустрии, кто-то работал в смежных областях. Например, со мной на курсе учился мужчина — в молодости он жил в лондонском сквоте. В Англии есть закон, по которому художники могут поселиться в строящемся здании (так называемом сквоте) на полгода, не платя государству за пользование помещением ни фунта. Моему знакомому удалось организовать свою профессиональную выставку, и дела пошли в гору. Сейчас он преподает скульптуру на отделении прикладного искусства в одном из лондонских колледжей и интересуется анимацией, так как захотел научиться с ее помощью «оживлять» материалы, которые создает.

— Какой у тебя был самый крутой профессор?

— Курс по изготовлению шляпок вела Джейн Фрайерс. Ее выставки посещала сама королева. Каждый день Джейн приходила на занятия в новой шляпке — мы постоянно гадали, в чем она появится завтра.

Но все же любимым преподавателем стал Эстебан Гиттон — французский режиссер, продюсер и сценарист, который делал анимационные ролики для MTV и получил немало наград. В 2007 году одна из его работ была номинирована на награду Каннского кинофестиваля. Я должна была учиться у него, когда ехала изучать процесс создания цифрового кино, но в то время он как раз писал сценарий и не смог уделить курсу достаточно времени. За неделю он смог вложить в нас просто гигантское количество знаний, приносил и показывал собственные сценарии на начальном и конечном этапе.

— Где ты жила?

— В марте я останавливалась у родственников за городом — в красивейшей деревушке Waltham St Lawrence, расположенной вблизи Лондона, в королевском графстве Беркшир. Люди там до сих пор часто передвигаются на лошадях, а по выходным устраивают пробеги на своих старинных коллекционных кабриолетах. Деревья свили арки над дорогами, а дома сохранились еще с 14–16 веков. Летом я сняла комнату в шаговой доступности от колледжа — в соседней комнате жили две бразильянки, которые учились в Central Saint Martins на краткосрочных курсах по архитектуре.

В колледже прекрасная библиотека, где я проводила немало времени. Там собраны книги из разных стран мира на многих языках — я даже нашла советскую подборку о тканях и дизайнах, о существовании которой не подозревала. В свободное время мы с друзьями любили гулять в Хакни, Ислингтоне и Далстоне — районах, популярных среди творческой молодежи. В Лондоне очень многие одеваются стильно, и все же иногда казалось, что за стенами Central Saint Martins все выглядят серо — наверное, потому что в колледже невероятная концентрация ярко и необычно одетых личностей.

Мне безумно понравилось, что на каждом шагу в городе тебя могут ждать сюрпризы. Как-то мы пошли в кафе Oto, известное экспериментальным джазом, и встретили там бывшего гитариста моей любимой группы Sonic Youth — он смотрел концерт вместе с нами. В другой раз мы гуляли в районе Национальной галереи — под открытым небом показывали оперу. На Трафальгарской площади поставили стулья, люди пришли в вечерних платьях…

— Дорого жить и учиться?

— Самый дешевый курс стоил 450 фунтов, самый дорогой — 900. Когда я жила за городом, то по 105 фунтов в неделю у меня уходило на проезд до Лондона. Во второй раз квартира, комнату в которой я снимала, находилась так близко к колледжу, что даже не приходилось пользоваться метро — за неделю я заплатила около 13000 рублей. Что касается еды, нас спасала столовая Central Saint Martins — на 10 фунтов можно было просто объесться.

** — Какое самое главное знание или умение ты получила в процессе обучения?**

— Уверенность в себе. Я уезжала из колледжа с расправленными плечами — благодатная атмосфера поспособствовала тому, что я убедилась: свою профессию выбрала не зря.

— Какие у тебя планы на будущее?

— Каждый раз, уезжая из Central Saint Martins, я кидала монетки в холле — было очень грустно расставаться с новыми друзьями и преподавателями, наконец, самим колледжем, где постоянно бурлила творческая жизнь — например, проводились показы в рамках Лондонской недели моды. Сейчас я занимаюсь двумя коллекциями — женской и мужской. Параллельно работаю над сценарием для своего автобиографичного анимационного фильма, делаю декорации для различных съемочных проектов, шью концертные и свадебные костюмы и стараюсь принимать участие в профессиональных заграничных конкурсах. В планах — попробовать поступить в магистратуру Central Saint Martins на отделение фэшн-дизайна женской одежды.