Сегодня все больше и больше университетов предлагают магистерские программы в области кураторства. Т&P публикуют третий материал из цикла об образовании в сфере современного искусства, посвященный тем, кто хочет научиться курировать выставки. Студенты Bard College, CCA San Francisco, Goldsmiths, Royal College of Art, Paris-IV La Sorbonne, Paris-VIII Saint Denis поделились своим опытом.

Интерес к профессии независимого куратора и ее востребованность в последние два десятилетия привели к появлению множества кураторских программ. За исключением школы при музее Whitney, основанной около 1967 года, все образовательные курсы появлялись именно в период девяностых и нулевых. Однако несмотря на молодость этой дисциплины, подходы к обучению быстро устаревают: критический дискурс о кураторских практиках развивается со стремительной скоростью, что вынуждает университеты все чаще менять свои методологии.

Такая внутридисциплинарная критика ставит под сомнение саму возможность обучения кураторскому мастерству. Как известно, отцы-основатели профессии пришли из других областей: Харальд Зееман — из театра, Уолтер Хоппс был микробиологом по образованию, Жан Лиринг учился на архитектора. Для того чтобы создавать выставки как высказывания, им хватало дружбы с художниками и общего понимания, как запустить процесс.

Однако даже если эти программы не могут научить будущих профессионалов оригинальному «кураторскому мышлению», они тем не менее помогают сформировать стойкую теоретическую базу и встроиться в существующую институциональную систему. Руководители многих учебных программ утверждают, что их задача прежде всего воспитать профессионалов, способных работать в меняющихся институциях.

Bard — это первая подобная магистерская программа в Штатах, которая до сих пор считается одной из лучших, несмотря на многочисленных конкурентов. С июля 2013 года программу возглавляет Пол О'Нилл, ведущий специалист в области выставочной и кураторской деятельности (интервью с Полом О'Ниллом можно прочитать на T&P— прим. ред.). Куратор и сокуратор более чем 50 проектов. Один из наиболее известных авторов по этой теме. Его последняя книга «Культура кураторства, кураторство культур (ы)» (The Culture of Curating, the Curating of Culture (s)) 2012 года заслужила особое внимание профессиональной среды.

Магистерская программа Центра разработана так, чтобы студенты получили углубленное представление и о теоретической, и о практической части создания выставки. Помимо лекций и семинаров по искусству, критике, философии, политологии, экономике и практикумов по исследовательской работе, студенту в первый год обучения необходимо пройти стажировку с куратором или другим деятелем искусства.

Перед студентами Барда открыты дополнительные возможности по внедрению в профессиональную среду: от подготовки выставочных проектов и публикаций до ежегодных исследовательских поездок на крупные международные события в сфере искусства. Практические занятия, нацеленные на разработку новых экспериментальных подходов к экспонированию, проходят на территории Колледжа благодаря тому, что Центр кураторских исследований имеет свое выставочное пространство — Hessel Museum of Art, построенное специально для Центра в 2006 году.

Дипломная работа состоит из двух частей: первая — кураторский проект с описанием темы, прописанным бюджетом и планом экспозиции. Вторая часть — теоретическая, обосновывающая кураторский проект с позиции истории искусства и социального контекста.

Как поступить:

40% студентов Барда — из других стран. Иностранным абитуриентам необходимо иметь: диплом бакалавра (или другой эквивалентный диплом), 550 баллов сертификата TOEFL или 6,5 баллов IELTS.

С общими требованиями и подробностями можно ознакомиться здесь.

Стоимость обучения:

2013–2014 учебный год стоил 37 284$. Иностранные студенты имеют возможность подать заявку на грант Бард Колледжа, который покрывает порядка 25–40% стоимости обучения.

Год основания:

1994

Сара Хиггинс,

Координатор программы и выпускница 2013

«У нас не так много российских студентов, но встречаются граждане США, родившиеся в России, или иммигранты в первом поколении, чьи родители переехали из России. Например наша русская выпускница 2010 года, родившаяся в Москве, Юлия Тихонова основала Бруклинский Дом Культуры (сейчас живет в Бруклине, Нью-Йорк).

Программа CCS Bard выстраивает развитие теоретически обоснованной, само-рефлексирующей кураторской практики через призму исследования социально-политического или философского контекста. Как выпускница и сотрудник, я бы отметила гибкость программы: CCS Bard подстраивает учебный план, основанный на исключительных ресурсах Hessel Collection (и самого факультета), под интересы, проблемы и характер каждого набора студентов.

У меня было много любимых педагогов, каждый со своей специализацией и сильными сторонами. Том Кинан (Thomas Keenan), Директор Проекта по правам человека в Барде и действующий профессор, научил меня мыслить вне контекста современного искусства, что помогло мне понять, как кураторский процесс, интерпретируя объекты и создавая им контекст, может нести культурные и политические смыслы; что кураторство соотносятся с более широкой исторической ситуацией. Старший научный руководитель Центра кураторских исследований Женнин Танг (Jeannine Tang) углубила мои знания истории искусства, именно она помогла мне научиться лучше писать. Йоханна Бертон (Johanna Burton), Лаурен Корнелл (Lauren Cornell), Эд Халтер (Ed Halter), Кристоф Кокс (Christoph Cox) и Фионн Мид (Fionn Meade) — все они способствовали тому, что мое обучение здесь стало для меня незаменимым.

Дипломная работа состоит из диссертации и кураторского проекта. Кураторский компонент — это групповая или персональная выставка; она так же может быть реализована в форме серии дискуссий, публикации или исследовательского проекта. Диссертация представляет из себя скурпулезное, строго обоснованное академическое исследование, которое может рассматривать кураторскую часть непосредственно объектом своего изучения. В некоторых случаях студенты пишут о более широких, но связанных, теоретических, критических, политических или экономических проблемах. Таким образом, отношения между двумя элементами дипломного проекта могут быть прямыми или косвенными. Моя дипломная выставка под названием «Правила и условия пользования» исследовала, как мониторинг и контроль встраиваемый в структуру интернет-сообществ, основанных на поддержании контактов, изменили условия, на которых художники основывают свои критические практики. Список художников: Оуэн Манди (Owen Mundy), Дебора Стретмен (Deborah Stratman), (Бред Тромель) (Brad Troemel) и Джон Винджиано (Jon Vingiano), коллектив Commodify, Inc.

В своей диссертации я рассматривала культурологическую и художественную историю «решетки». В работе утверждалось, что фигура «решетки» или «сетки» может рассматриваться как технология, которая была использована для создания автономии и взаимосвязанности, хотя в конечном счете становилась средством контроля. Главным образом я опиралась на труды Розалинды Краусс, Жиля Делеза, Томаса Кенана и Александра Геллоуэй».

CCA, Curatorial practice

San Francisco, USA

Первая в своем роде учебная программа на Западном побережье Штатов. Учитывая географическое положение Сан-Франциско, она уделяет особое внимание кураторским и художественным практикам Латинской Америки, а также Азии. В двухлетней программе первый год посвящен изучению истории искусства, теории и критики, кураторских подходов, а второй сосредоточен на подготовке групповой выставки и сопутствующего каталога. Одновременно в течение второго года нужно провести независимое исследование для диссертации по истории искусства. Студентам предоставляется доступ к уникальным ресурсам института современного искусства CCA's Wattis. Открывается возможность работать непосредственно с произведениями искусства, архивными материалами и художниками, а также курировать выставки. Много занятий проводится вне аудиторий для того, чтобы вовлечь студентов в непосредственный художественный процесс. К тому же программа организовывает многочисленные семинары, например, в сотрудничестве с образовательной программой Шанхайской биеннале в 2012 году. Среди преподавателей за последние годы можно выделить Брюса Альтшулера (Bruce Altshuler), главного историка выставок; Мэтью Куллиджа (Matthew Coolidge), основателя Аналитического центра по использованию земель в Лос-Анджелесе (http://www.clui.org); Джулиана Маэрса (Julian Myers), члена редакторской команды журнала The Exhibitionist.

Как поступить:

Иностранные абитуриенты допускаются до конкурса только при подтверждении высокого уровня английского языка: минимум 600 балов по системе TOEFL и 7,5 баллов — IELTS.

С общими требованиями и подробностями можно ознакомиться здесь.

Стоимость обучения:

Стоимость за 2012–2014 год составила 41 162$. Предоставляется несколько вариантов получения стипендий на основе академических результатов.

Год основания:

2003

Пита Рейк

Ассистент куратора Walter Phillips Gallery, Banff International Curatorial Institute, The Banff Centre (Кагнада), выпускница 2012

«В моем выпускном классе 2012 года было четыре иностранных студента, — представители Иордании, Китая , Канады, и, считая меня, — Австралии. Участие международных студентов очень важно, ведь они приносят в коллектив альтернативный взгляд на мир и систему знаний, акцентируя внимание на том, что это значит — курировать современное искусство сегодня.

Я предполагаю, в этой программе не было русских кандидатов. Это не так странно, вот, например, из Японии тоже не было студентов, но насколько мне известно, над этим работают. Возможно, присутствие бывшего председателя программы, Кейт Фоул (Kate Fowle) в качестве главного куратора в московском Гараже поспособствует этому процессу.

Как следует из названия «Кураторская практика», программа фактически рассматривает «производство» выставки как основу обучения. Есть возможности для развития выставочных проектов курсы, который длятся семестр, таких как «Курирование из коллекции», «Кураторские модели», «Выставочный опыт» и «Профессиональное развитие».

Благодаря этим занятиям в мой год, например, мы организовали выставки и общественные программы в сотрудничестве с Эксплораториум (Exploratorium), FOR-SITE Foundation и Oakland Museum of California. Дипломный проект всегда реализуется совместно куратором CCA Wattis Institute for Contemporary Art. Многие студенты летом проходят стажировки в музеях и галереях: Музей искусств Канзаса, Музей современного искусства Сан Франциско, галереях Whitechapel, Serpentine и на Шанхайской биеннале.

Есть основные кураторы и художники, которые регулярно приходят проводить семинары: Китти Скотт (Kitty Scott), Риза Гринберг (Reesa Greenberg) и Раймундас Маласаускас (Raimundas Malasauskas). Есть и кураторы, приглашенные в резиденцию, в этом году это Ричард Жулин (Richard Julin): он будет вести курс по работе со звуком. В мое время это был Джулиан Гайтан и Ана Раула Коэн (Juan Gaitan, Ana Paula Cohen). К нам приходило много гостей: Елена Филипович (Elena Filipovic), Джулиетта Гонсалез (Julieta Gonzalez), Николя Буррио (Nicolas Bourriaud) и Энтони Юберман (Anthony Huberman), сейчас он директор Института CCA Wattis.

Одним из моих любимых преподавателей был Джулиан Майерс (Julian Myers), который учил нас основополагающей истории выставок и инновационным методам в подходе к кураторским моделям: все это через оптику истории искусства. Кристина Ли Подесва (Kristina Lee Podesva) бесподобна: ее опыт в издательском деле наряду с ее практикой в качестве художника и историка помог нам посмотреть изнутри на многие аспекты этой области. Ли Маркопулос (Leigh Markopoulos), председатель программы по кураторской практике, имеет многолетний опыт в Hayward Gallery, галерее Serpentine и Wattis соответственно и дает прекрасные практические знания молодым кураторам.

Как уже говорилось ранее, дипломный проект воплощается в жизнь совместно при участии каждого студента. Он демонстрируется в Институте современного искусства CCA Wattis. Мы все вмете приходим к идее, и затем каждый отвечает за свою часть: логистика, публикация, дизайн экспозиции, работа с прессой, маркетинг, дизайн полиграфии и прочее.

Работая над финальным проектом On Apology («В защиту») — выставке о понятии «публичного извинения», мы пытались артикулировать, что лежит в основе и что двигает людьми, когда они извиняются. Работы, которые мы выбрали, варьировались от ряда риторических фигур речи, исполненных сожалением, вплоть до извинений без капли раскаяния. Участвовали художники: группа Slavs and Tatars, Эрик Бельтран (Eric Beltran), Амалия Пика (Amalia Pica), Омер Фаст (Omer Fast), Шаун Гладвел (Shaun Gladwell), Рагнар Кьяртанссон (Ragnar Kjartansson), Артур Жмиевски (Artur Zmijewski), и Кирин Ситтер (Keren Cytter).

Однако, это всего лишь половина нашего диплома, так как мы работали и индивидуально над исследованием для диссертации. Мое исследование было сосредоточено на «новом институционализме» (читайте интервью T&P с Юнас Экебергом — прим. ред.) на бывшем Востоке (Румынская биеннале, Перифирический фестиваль), но темы моих однокурсников были широкими, как фотодиорама. Например: «Комната для друзей» (выставка Даниэля Бюрена 1986 г.), e-flux, художник Павел Альтхамер, «хакерство», «художественная реакция на Арабскую весну». Все представили совершенно новые исследования о разных типах выставок и кураторской практике».

Goldsmiths, MFA in Curating

Лондон, Великобритания

Программа разработана для кураторов с академическим или практическим опытом. Она предлагает изучить историю выставок, ориентируясь в основном на проекты, реализованные в Лондоне. Обучение делится на три части: кураторская практика, критические исследования, курс по рецензиям. Кроме того, студенты имеют возможность развивать свои собственные кураторские проекты под руководством различных специалистов во время семинаров и практикумов. Goldsmiths сотрудничает с Tate Modern, некоммерческой галереей Zabludowicz Collection; организацией, организующей выставки Form/Content, Institute of Contemporary Art и другими организациями. И еще важный бонус: каждый год студентам предлагается подать заявку на кураторский проект, основанный на базе объектов из Government Art Collection, лучшее предложение реализуется в последний год обучения.

Некоторые из приглашенных преподавателей последних лет: Франческо Бонами, Борис Гройс, Пол О'Нилл, Саймон Шейх, а также сотрудники ключевых художественных институций таких, как Whitechapel Gallery, Victoria and Albert Museum, Whitney Museum of American Art и др.

Как поступить:

Иностранным абитуриентам необходимо иметь минимум 7,0 баллов сертификата IELTS общего уровня (минимум 7,0 для письменной части), либо минимум 600 баллов TOEFL. С общими требованиями и подробностями можно ознакомиться здесь.

Стоимость обучения:

2013–2014 учебный год стоил 16 200£. Заявление на финансовую поддержку, покрывающую часть расходов, могут подавать только граждане Великобритании или Европейского союза.

Год основания:

1995

Эленэ Абашидзе

выпускница университета

«Что мне больше всего нравится в программе, так это разнородность группы. И разнообразие тем, охватываемых за год на воркшопах и семинарах. Большая свобода во всем, что ты делаешь. Это так отличается от советской и пост-советской академической системы образования. Никаких штампов, которым ты обязан следовать, по сути, поощряется изобретение своей собственной методологии. Все способствует развитию критической мысли и своего собственного мнения.

Из любимых преподавателей я бы отметила Cаймона Шейха, Сэлли О«Рейлли (Sally O»Reilly), Елену Рекрит (Helena Reckitt). Обязательной коллективной работы для диплома нет, но мы решили всем курсом сделать выставку одновременно с выпускниками MFA по изобразительным искусствам. Это добровольное желание, основанное на энтузиазме: например, предыдущий выпуск не делал ничего подобного в конце обучения. Я еще не знаю, что это будет конкретно, но уж точно это не будет похоже на традиционную выставку».

Royal College of Art, MA program Curating contemporary art

Лондон, Великобритания

Одна из первых кураторских программ в Европе, появилась после École du Magasin, до сих пор занимает лидирующие позиции. В первый год изучается теория, дается немного практического опыта: студенты работают над несколькими выставочными проектами и пишут два эссе. Лекции читают профессора Королевского колледжа и приглашенные преподаватели из Tate и других ведущих арт-институций. Для студентов организовываются учебные поездки и экскурсии. Весь второй год посвящен диссертации и подготовке финальной выставки. Ежегодные выставки в галереях Королевского колледжа искусств демонстрируют экспериментальные подходы, знакомят аудиторию с новыми художниками и широко известны в Великобритании.

Как поступить:

Иностранным абитуриентам необходимо набрать инимум 6,0 баллов сертификата IELTS общего уровня и минимум 6,5 письменной части, либо минимум 200 баллов TOEFL по TWE.

С общими требованиями и подробностями можно ознакомиться здесь.

Стоимость обучения:

2013–2014 учебный год для иностранных студентов не из Европейского Союза стоил 27 900£. Заявление на стипендию, покрывающую часть расходов, могут подавать только граждане Великобритании или Европейского союза.

Год основания:

1992

Дарья Хан

Независимый куратор

«Программа заставляет полностью погрузиться в процесс обучения, времени ни на что больше не остается, поэтому ты неизбежно занимаешься проблемами кураторства в очень концентрированной и эффективной форме на протяжении двух лет. Особенность программы — акцент на работе в группе. Умение коллективно мыслить, работать и, главное, принимать решения, отстаивать свою позицию в группе из четырнадцати человек, делать совместные проекты и при этом остаться в хороших взаимоотношениях по истечении двух лет — в этом главное испытание и главный опыт обучения.

Другая особенность — это сильный преподавательский состав из действующих и успешных кураторов, которые работали в Тейт, на Документе, Hayward gallery и т.д. Важная особенность программы, которую нужно иметь ввиду, — это ее некоммерческая и левая ориентированность. После нее идут работать в музеи, фонды, государственные галереи, но никак не в коммерческую сферу.

Во время моей учебы неоднократно происходила смена преподавателей: на втором году обучения сменился мой personal tutor, а также поменялся глава курса. С одной стороны, было сложно успеть выстроить продуктивные и доверительные отношения с новыми преподавателями, но с другой — удалось узнать вдвое больше людей и перенять их опыт. Такая тенденция «текучести» характерна для всего Royal College of Art.

Любимые преподаватели — Виктория Уолш (Victoria Walsh) из Tate Britain, которая с этого года стала главой курса, а до этого была моим personal tutor, а также Рут Ноак (Ruth Noack) (со-куратор 12-й Документы), которая была главой курса прошлый год. Защита диплома складывается из двух частей: письменная дипломная работа на 8000–10000 слов, которая является твоим независимым исследованием и, желательно, должна быть на тему кураторства. И курирование дипломной выставки совместно с другими студентами, которых, в зависимости от набора, может быть от девяти до пятнадцати человек».

Университетские программы имеют свои особенности. Независимые программы на базе арт-центров были основаны в 80-е или в начале 90-х годов и связаны с возникновением фигуры независимого куратора, «золотой век» деятельности которого относится как раз к этому периоду. Программы, связанные с выставочной деятельностью в области современного искусства в университетах Rennes-II, Paris-I, Paris-IV, были основаны несколько позже, и так как это университетские курсы, они более академические. Их появление связано в большей степени с идеей управления культурным наследием (во Франции традиционно государство уделяет большее внимание поддержанию и финансированию культуры), чем с идеей поиска каких-то инновационных форм выставочной практики, хотя это также обсуждается и не упускается из вида.

Программа Paris-IV имеет уровень «Мастер-2» и длится один год, эквивалентна второму году магистратуры. Совмещаются теоретические предметы (история современного искусства, в том числе отдельные курсы, посвященные истории фотографии, видеоарта, музейной архитектуры, истории выставок в ХХ веке и т.д.) и практические предметы: основы реставрации и консервации произведений современного искусства, коллекции современного искусства и их структура, управление в культурной сфере, работа с публикой, пресса, посвященная искусству и прочее. Что касается практики, она обязательна и желательна в формате полного рабочего дня. Каждый студент должен пройти хотя бы одну стажировку продолжительностью от трех до шести месяцев.

Как поступить:

Отбор участников осуществляется на основании CV и мотивационного письма (большой опыт в области выставок не требуется, но важно, чтобы у кандидата было конкретное представление о профессии). Следующий этап — собеседование. Иностранные студенты должны подтвердить уровень знания французского языка сертификатом DALF.

Наталья Приходько,

искусствовед, куратор

«Программа построена на тесном взаимодействии студентов и преподавателей, поэтому группа набирается довольно маленькая: одиннадцать-четырнадцать человек. Нас в группе было двенадцать. По вечерам занятия в университете, днем — практика в музее/галерее и т.п., параллельно — работа над финальным проектом, которым является выставка.

В нашей группе почти все прошли по две практики, некоторые продлили первую, так что весь учебный год мы были полностью заняты. Я знаю, что, например, в Ecole du Magasin в Гренобле программа построена по-другому: первые полгода занятия-лекции, вторые полгода — работа над выставочным проектом. В программе Paris-IV все происходит параллельно, и это довольно тяжело. Нужно быть готовым к тому, что в год обучения на этой программе время ни на что другое не остается, и коллег по группе видишь чаще, чем своего молодого человека.

Работа над финальным выставочным проектом начинается с самого начала учебного года. Мы должны определить, какую выставку мы хотим делать. Так как у всех разные интересы и специализация в современном искусстве, необходимо понимать и слушать друг друга и достичь общего видения. В принципе, у нас не было конфликтов и серьезных разногласий в формировании общей концепции. Затем необходимо искать площадку, формировать список произведений, связываться и работать с художниками. Отличие программы в Paris-I, среди прочего, в том, что у них есть свое выставочное пространство, в котором каждый год выпуск кураторской программы делает свой проект, то есть им не нужно искать место. Однако мне кажется более интересным поиск места, даже если это и сложнее, сотрудничество с этим местом, необходимость понять их выставочную программу, их публику и т.п. Один приглашенный профессионал, не преподаватель университета (в нашем случае это была Грация Карони — главный хранитель коллекции и куратор выставок Фонда современного искусства Картье), ведет занятия непосредственно по кураторской практике, обсуждает с нами выставочный проект, помогая развить концепцию, и дает практические советы. Эти встречи проходят раз в неделю в течение всего года и строятся по принципу свободных обсуждений и дискуссий.

Преподаватели Paris-IV в большей степени занимаются исследовательской работой, но некоторые практикуют кураторство. Курс по прессе читал главный редактор Journal des Arts, курс по работе с публикой — начальник отдела по этой самой работе с публикой Центра Помпиду, курс по изданию каталогов — начальник издательского отдела арт-центра Jeu de Paume и т.д.»

Paris-VIII Saint Denis

Париж, Франция

Двухлетняя магистерская программа предлагается в рамках факультета визуальных искусств университета Paris-VIII. Она сосредоточена, главным образом, на изучении понятия «культурная медиация» в области современного искусства — ее сущности, истории развития и целей. Тем не менее, некоторые занятия в рамках программы полностью посвящены теории и практике экспозиции в современном искусстве. Одно из них, полностью практическое, предполагает организацию выставки современного художника к концу семестра (первого или второго). Университет Paris-VIII располагает собственной маленькой галереей, что позволяет студентам организовывать экспозиции в рамках кампуса, пользуясь при этом его материально-технической поддержкой.

Как поступить:

Необходимо иметь степень бакалавра и хороший уровень владения французским языком, подтвержденный сертификатом DALF. Иностранцам для поступления в университет необходимо связываться с организацией Campus France, это обязательная процедура. Вся информация у них на официальном сайте.

Арина Геймор

студентка

«Студент получает оценку за курс по конкретному результату — реализованной выставке. Таким образом, каждый из нас выступает куратором своего собственного проекта, разрабатывая при этом концепцию, идею выставки вместе с художником (или без него) и воплощая ее в жизнь. При этом мы непосредственно сталкиваемся с проблематикой самого феномена кураторства и посредством организации выставки пытаемся — каждый для себя — ответить на вопросы: кто такой куратор, какова его роль в креативном процессе художника, где проходят границы «сфер компетенций» куратора и художника, отражением какого дискурса будет являться выставка и т.д. Это одновременно сложно и увлекательно, но в этом, наверное, и состоит смысл учебы. Курс по организации выставки ведет Жером Глисенштейн, главный редактор университетского журнала Marges, автор книг и статей по экспонированию современного искусства.

Моя выставка под названием «Городские восходы» проходила в галерее университета с 13 по 17 января 2014 года и состояла из экспозиционной и перформативной частей. Первая заключалась в презентации видеоработ художницы Магды Мровец (Magda Mrowiec), исследующей пробуждение городской жизни на восходе солнца в разных городах мира, и инсталляции из собранных ею в процессе поездок фотографий, рисунков и текстов; вторая предполагала участие зрителей: коллективный завтрак в городском пространстве на восходе солнца (с 7:30 до 9:00) на следующий день после вернисажа. Конкретное место — площадь Бастилии — было выбрано художницей с учетом рекомендаций принявших участие в проекте парижан. Несмотря на плохую погоду и ранний час, перформанс собрал достаточное количество человек, желающих по-новому взглянуть на такое природное явление, как рассвет и переосмыслить его место в нашей интенсивной городской жизни, практически исключающей саму возможность созерцания. Для меня как куратора этот факт означал успех идеи проекта».