В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Алина Беженар поступила в магистратуру в Греции, где ищет новые идеи для устойчивого развития мира, учится мыслить вне рамок и наслаждается местным гостеприимством.

Алина Беженар, 26 лет

— Где и чему ты учишься? Как получилось, что именно здесь?

— Я учусь в магистратуре Международного греческого университета, где изучаю тренды устойчивого развития. После российского бакалавриата у меня не было конкретной идеи, что именно и где изучать — идти куда-то просто ради бумажки не хотелось. Три года я занималась практикой: работала координатором молодежных программ в области здоровья и окружающей среды в Бельгии, в некоммерческих организациях в Москве, участвовала в конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20».

По возвращении из Рио-де-Жанейро я уехала в краткосрочный отпуск на Корфу, в Грецию. В самолете листала бортовой журнал и на одной из страниц наткнулась на рекламу моего нынешнего университета. Как правило, рекламу я пролистываю быстро. Но на одной из фотографий я увидела свою знакомую, которая, как оказалось, там училась. Выяснив ее впечатления от учебы, я зашла на сайт университета и увидела объявление о наборе на годичную программу магистратуры по специальности «устойчивое развитие». Эта область объединяла все мои интересы — общество, экологию, экономику… Пазл сложился.

— Расскажи о процессе поступления.

— Процесс поступления не был сложным. Я переводила диплом, предоставляла две рекомендации — из университета и с работы. Моим рекомендателям действительно звонили и уточняли информацию обо мне. Последним пунктом значилась сдача экзамена IELTS — обучение в моем университете проходит на английском языке.

— Какие воспоминания остались от учебы в российском вузе?

— Я окончила бакалавриат Московской школы экономики МГУ — на тот момент новый факультет, куда сразу же привлекли сильный преподавательский состав. Например, моим научным руководителем был Виктор Данилов-Данильян — член-корреспондент РАН, директор Института водных проблем. В дипломной работе я изучала потребление виртуальной воды — сколько воды тратится на производство того или иного продукта. Учиться было интересно — большинство моих одногруппников продолжили учебу в магистратуре МГУ, но я все же выбрала для себя другой путь развития.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— По сути, моя специальность предполагает поиск новых возможностей для развития мира. В своей магистерской диссертации я рассматриваю, как местное население вносит вклад в развитие национальных парков России. Например, изучаю общественные советы на территории Алтае-Саянского экорегиона.

Помимо написания диссертации мы с подругой Нелей Рахимовой и нашей небольшой командой занимаемся развитием русскоязычной платформы «Открытая школа устойчивого развития общества». Цель проекта — донести основные идеи устойчивого развития до русскоговорящего населения планеты.

— Как проходит процесс обучения? Опиши свой стандартный день.

— Занятия начинаются в разное время, поэтому мой график достаточно гибкий. Обычно мы не начинаем раньше часа дня — это дает возможность провести несколько часов в библиотеке, которая открыта с девяти. Что касается особенностей самого процесса обучения, много времени посвящается групповой работе. Она учит эффективному управлению временем, нахождению общих точек соприкосновения с другими студентами. Однажды нам предстояло проанализировать отчет по устойчивому развитию какой-либо компании — ее мы выбирали из списка. Со мной в паре оказался молодой человек, который интересовался нефтегазовым сектором и предлагал изучать отчет BP. У меня куда больше энтузиазма вызывала L’Oreal. В итоге мы пошли на компромисс и выбрали Unilever. В нашей группе 20 человек, из которых иностранцы только я и девушка из Германии. Для кого-то из одногруппников это уже вторая магистратура — многие успели поучиться за границей.

Одна из сложностей, с которой я столкнулась во время учебы, — эссе. Они пишутся по каждому курсу, финальные оценки по которому на 30% зависят от них. До этого я достаточно поездила по конференциям и была уверена, что умею говорить обоснованно и выражать свое мнение достаточно хорошо. Но когда пришлось делиться им на бумаге, мне понадобилось время, чтобы к этому привыкнуть.

В рамках магистратуры я принимала участие в консалтинговом проекте. Директор программы выдал список компаний, для которых мы могли бы поработать: в нем значились одни греческие, причем добрая половина — отели. Задача заключалась в том, чтобы, например, помочь отелю «позеленеть» и стать более экологически ответственным. Подобные проекты меня не интересовали, поэтому я начала самостоятельно искать компанию, для которой могла бы поработать, не ограничиваясь только Грецией. Так началось мое сотрудничество с английской благотворительной организацией SEEd. Я изучала опыт различных компаний и составляла на его основе кейсы, из которых впоследствии выбрала 4–6 наиболее удачных примеров и презентовала результаты исследования в английских школах, чтобы школьники увидели, что бизнес может делать для общества в социальном плане.

В свободное от занятий и написания диссертации время я стараюсь участвовать в студенческой жизни внутри университета. У нас есть множество клубов по интересам — от фотографии до изучения языков. Как раз в такой языковый клуб я и пришла, где начала преподавать русский язык. Не поверите, но в моем классе самое большое количество учеников! Еженедельно на занятия приходит от 15 до 20 студентов.

— Кто твой самый любимый профессор?

— Франц Йозеф Родермахер — немец, преподававший нам введение в устойчивое развитие. Это был первый встреченный мной человек, в визитке которого степень «доктор» прописана дважды. Он задавал нам множество вопросов — возможно, на тот момент мы были готовы ответить не на все, но это заставило нас думать и мыслить вне рамок. Большое значение профессор придавал самообразованию — помимо учебников он советовал еженедельно прочитывать по 4 книги. Не могу похвалиться тем, что мне это удается, но я над этим работаю.

— Какое главное знание или умение тебе удалось вынести во время учебы?

— Как-то дедушка моей хорошей подруги сказал: «Не будь тем человеком, который ждет возможностей. Будь тем, кто их создает». Думаю, во время учебы в Греции я начала осознавать смысл этой фразы особенно ясно. Еще я научилась понимать, где найти нужную мне информацию.

— Где ты сейчас живешь?

— Университет предоставляет возможность жить в общежитии за 100 евро в месяц, но мне хотелось жить одной. Сначала я поселилась в небольшой студии — хозяин земли построил здание с маленькими квартирками для студентов. Вместе со всеми удобствами и интернетом жилье ежемесячно обходилось мне в 400 евро. Позже я нашла более удобный вариант — квартиру за 300 евро, да еще и в самом центре города.

Когда я только приехала в Салоники, меня поразило количество студентов в городе. Здесь очень большой процент молодежи — многие приезжают по программе «Эразмус». Иногда складывается ощущение, что город никогда не спит — культурные мероприятия проходят одно за другим. Например, в прошлом году мне удалось побывать на 53-м международном кинофестивале в Салониках, где я познакомилась с молодым режиссером Александром Налли из Англии. Александр приехал на фестиваль с дебютным фильм «Телемак» — современной историей, основанной на «Одиссее» Гомера. Я была поражена этим фильмом на премьерном показе и подошла к режиссеру с вопросами. С того момента мы на связи — очень хотелось бы, чтобы однажды этот фильм показали в России.

Еще здесь целый ритуал — выйти на кофе, то есть встретиться с друзьями в кафе и проговорить несколько часов напролет. В первые дни пребывания в Греции у меня был шок: перед отъездом я смотрела новостные блоки о Грециии складывалось ощущение, что обстановка в стране плачевная. В реальности, когда ты видишь заполненные людьми кафе, создается впечатление, что кризиса вовсе и нет. Конечно, уровень безработицы в стране очень высокий. Но при всем этом сами греки все время говорят мне: «Don’t worry». Этот подход применяется во всех сферах жизни.

— Какие бонусы дает статус магистра?

— С наличием студенческой карточки можно ходить в спортивные залы в другие университеты за мизерную плату — около 10 евро в год. Распространены скидки на общественный транспорт — за него я плачу в два раза меньше. Возможно, я еще успею застать здесь открытие метро — его строят уже около семи лет, но постоянно находят что-то в результате раскопок (сказывается византийское прошлое) и строительство приостанавливается. Иногда бывают и скидки в кино, но все же в связи с кризисом много льгот урезали.

— Дорого ли жить и учиться?

— Обучение платное, но намного дешевле подобных программ, например, в Голландии или Великобритании. Местные и иностранцы платят одинаковую сумму, правда иностранным студентам можно получить небольшой грант на обучение в виде 50% скидки, что мне и удалось. Основную статью расходов составляет аренда квартиры. На карманные расходы уходит от 300 до 500 евро ежемесячно.

Если знать греческий язык, хотя бы базовый, можно успевать подрабатывать в кафе. Стандартная плата официантам за 8-часовой день составляет 35 евро. Конечно, это немного, но, учитывая, что и цены здесь существенно ниже, чем в Западной Европе, это неплохой вариант. Я занялась частным репетиторством и преподаю русский. За 60 минут урока выходит 15–20 евро.

— Какие у тебя дальнейшие планы?

— Моя заветная мечта — работать в ООН, но я прекрасно понимаю, что для ее осуществления предстоят годы упорного труда. Также хотелось бы преподавать, поэтому через какое-то время после окончания магистратуры я вижу себя в аспирантуре. А в целом мне, конечно, хотелось бы вернуться в Россию, ведь там моя семья.