Экономист Питер Лисон пытается найти в иррациональных на первый взгляд явлениях рациональное зерно. Занявшись человеческими жертвоприношениями в индийском племени Конд, он вывел гипотезу об их политическом и экономическом значении. T&P выделили в его работе главные тезисы.

В своих исследованиях Лисон опирался на данные о племени Конд в индийском штате Орисса, копившиеся с середины XIX в. Члены сообщества регулярно выкупали невинных людей (обычно детей) и устраивали богатое пиршество, в ходе которого устраивали ритуал жертвоприношения на глазах гостей из других племен и деревень.

Церемония проводилась несколько раз в году в соответствии с представлениями местной религии. Иногда жертвоприношения проводились стихийно, по особым случаям, например, во время бедствий. Так племя пыталось задобрить обозлившуюся на них богиню Мать-Землю, чтобы посевы вновь начали расти или несчастья перестали преследовать общину.

«Лисон считает, что с помощью резни члены племени защищают свои имущественные права, в этом заложена политическая и экономическая рациональность жертвоприношений».

Наиболее странная и пугающая сторона кондских жертвоприношений состоит в том, что невинная жертва выкупалась племенем. Это не вяжется с четкой логикой, постулирующей, что «больше лучше, чем меньше». Когда люди тратят важные ресурсы только, чтобы уничтожить их, это вызывает недоумение и противоречит здравому смыслу. Почему люди в этом участвуют?

Лисон считает, что с помощью резни члены племени защищают свои имущественные права, в этом заложена политическая и экономическая рациональность жертвоприношений. Иногда наиболее дешевый способ защитить собственность — уничтожить определенную ее часть. В случае с орисскими кондами базовым способом защиты собственности являлась война между племенами. Военные действия — довольно затратное предприятие: гибнут люди, истощаются ресурсы. Чтобы не ввязываться в длительное и дорогое противостояние, они предупреждали конфликты публичным уничтожением части своего достатка, таким образом отправляя сообщение потенциальным соперникам — мы не богаче вас, у нас нет того, что вы ищите.

Параллели с подобным жестом можно найти и в нашей жизни. Если вы собираетесь в опасный, криминогенный квартал, вряд ли вы наденете свои лучшие украшения или сядете за руль своей самой дорогой машины. Часть ценности этих вещей состоит в том, что вы можете использовать их, когда захотите. Не используя их, вы снижаете ценность предметов. Вы делаете это для того, чтобы предупредить возможные еще большие потери — если ваши драгоценности отберут, а машину угонят.

Подробнее прочитать о теории рациональности человеческих жертвоприношений Питера Лисона можно на сайте Motherboard.