Нам до сих пор не известно, откуда берется дислексия — нарушение способности читать. Израильские исследователи решили проверить расхожую теорию о ее связи с нарушениями восприятия звуков и пригласили для тестов музыкантов-дислексиков. Об их выводах пишет журнал Wired, из текста которого T&P выделили самое главное.

Дислексия не позволяет читать многим талантливым людям. Никто точно не знает, что становится причиной ее возникновения, но в одной из наиболее популярных гипотез утверждается, что в основе проблемы лежит дефективная обработка звуков мозгом человека — в первую очередь, в детстве. В более позднем возрасте людям становится сложно проследить связь между проговариваемыми звуками и символами на странице.

Но если все дело в распознавании звуков, как можно объяснить существование музыкантов-дислексиков? У них не должно возникать таких проблем. Вопросом занялась израильский психолог Мерав Аиссар из Еврейского университета в Иерусалиме. Сначала группа исследователей под ее руководством протестировала 52 музыкантов на слуховое восприятие (умение распознавать различные звуки и их интервалы), а также восприятие музыки (различение ритмов и мелодий) и языка (выделение слов из похожих бессвязных звуков). Кроме того, были проведены тесты на запоминание, скорость и внимательность при чтении. На протяжении нескольких лет ученые искали музыкантов-дислексиков и, наконец, им удалось набрать 25 человек. Исследований о распространении дислексии среди музыкантов найдено не было. Известно только, что дислексией страдают по разным оценкам от одного до десяти процентов всей популяции Земли.

© Heidelberg University

© Heidelberg University

Большинство тестов музыканты-дислексики прошли с результатами, схожими с результатами их здоровых коллег и превышающими результаты большинства обычных людей. Значительно хуже обстояло дело с тестами на слуховую оперативную память — возможность на короткое время запомнить определенный звук. Выяснилось, что музыканты-дислексики с наихудшей оперативной памятью также обладают самой низкой внимательностью при чтении. Их коллеги с лучшей памятью оказались более внимательны.

В своей статье в журнале Neuropsychologia группа Аиссар предполагает, что оперативная память может оказаться слабым местом для людей, страдающих дислексией. Это предположение не лишено смысла, считает Нина Краус — невролог, изучающий музыку и язык в Северо-Западном университете в Иллинойсе. Изучение языка подразумевает активное налаживание связей между речью, ее значением и написанием. «Если вы не сможете запомнить звук, у вас не получиться наладить связь», — говорит она.

Более подробно узнать о связи дислексии с восприятием звуков и оперативной памятью можно на сайте Wired.