Аспирант кафедры предпринимательского права факультета права НИУ ВШЭ Мария Польникова прочитала лекцию о том, как взаимодействие государства и бизнеса отражается на современной жизни и какие преимущества и риски есть у такого сотрудничества. «Теории и практики» публикуют основные тезисы.

Мария Польникова, аспирант кафедры предпринимательского права факультета права НИУ ВШЭ

На протяжении столетий вопрос участия государства в экономике тревожит умы не только ученых, но и обычного населения. Должно ли государство вмешиваться в рыночные отношения, и если да, то какова может быть степень этого вмешательства? Какие объекты могут находиться в собственности государства, а какие нет? Насколько эффективно государство может управлять этими объектами?

Публичная власть призвана удовлетворять государственные и общественные нужды. Одним из механизмов, позволяющих удовлетворять такие нужды, является использование модели государственного заказа, позволяющей «заказывать» рынку поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом реализуются проекты, имеющие разную степень сложности. Один из критериев, позволяющих разграничить простые (линейные) и сложные (нелинейные) проекты, — степень точности при определении результата проекта для каждой из его сторон. Если для одних проектов, отличающихся простотой, механизм государственного заказа эффективен, то для других его может быть совершенно недостаточно.

Скажем, существует некое государственное учреждение, где требуется офисная мебель. Очевидно, что все необходимое они закажут у какого-нибудь производителя. В итоге учреждение приобретет мебель, у производителя будет возможность сбыть свой продукт и получить соответствующее вознаграждение. Но ведь в нашей жизни, в экономике государства все гораздо сложнее, нежели закупка столов и стульев. Можно привести и другие примеры — проектов нелинейных, сложных. Одновременно удовлетворить все потребности вне зависимости от степени их сложности, в требуемые сроки и на необходимом качественном уровне достаточно сложно. Поэтому на стыке «нелинейности» и дефицита ресурсов (не только финансовых) возникает государственно-частное партнерство (ГЧП). Это тоже экономическая модель взаимодействия публичного и частного сектора.

В отличие от госзаказа, ГЧП позволяет объединить ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, с ресурсами, которыми распоряжается частный партнер. К ресурсам частного партнера относятся не только финансовые, но и ресурсы специальных знаний, навыков и компетенций, которыми могут не обладать представители публичной власти. Работать эта экономическая модель может в любой отрасли, будь то транспортная инфраструктура или отрасль здравоохранения.

Исторически так сложилось, что во многих странах первыми создавались проекты в дорожном секторе. Классическая проблема, с которой сталкивались и сталкиваются по всему миру при обслуживании дорожной отрасли, — это бюджетный дефицит ее финансирования. Затрат и издержек становится так много, что покрыть их исключительно за счет госсредств невозможно. Государство в итоге оказывается перед выбором: либо срочно реконструировать, ремонтировать старые объекты, либо создавать новые, отсутствие которых губительно для экономики страны. На все средств не хватает. Именно здесь в соответствующий проект вступает частный сектор, чьи ресурсы привлекает государство. Частное инвестирование позволяет создавать новые объекты, не откладывая эту задачу, и снижает нагрузку на бюджет, позволяя направить деньги на содержание уже существующей дорожной сети. Кроме того, ГЧП означает возможность сотрудничества со специалистами, обладающими инновационными знаниями, имеющими первостепенное значение при создании сложных инфраструктурных объектов.

В нашей стране такую деятельность можно наблюдать на примере проектов по созданию федеральных платных трасс. К 2030 году планируется построить пять таких трасс на стратегически важных направлениях: М1 (в Белоруссию), М3(на Украину), М11(соединит Северную столицу с Москвой), ЦКАД и М4 (Дон). Возникает вопрос, что получает от этого договора инвестор, кроме колоссальных затрат и вероятного протеста автолюбителей. Гарантией окупаемости этого проекта может служить только добросовестность инвестора: чем лучше и качественней будут дороги, тем популярнее они будут у водителей. Платная эксплуатация дороги — это и возвратная основа для проекта, и источник дохода на вложенные средства.

Логику партнерства государственного и частного сектора можно перенести на любую отрасль. Все чаще государственным строениям требуется ремонт и обновление, однако средств бывает недостаточно. Механизм государственно-частного партнерства здесь работает как нельзя лучше. Например, больница: можно привлечь частного инвестора с предложением сделать ремонт, а взамен предоставить возможность построить дополнительные корпуса. Они могут быть использованы как для оказания платных медицинских услуг, так и для создания, например, исследовательского центра. При этом весь доход от платы клиентов достанется только инвестору.

Сотрудничество между государством и бизнесом не только может, но и должно существовать. С помощью совместных проектов решаются важные проблемы, непосредственно затрагивающие всех. Государственно-частное партнерство просто необходимо популяризировать. Оно способно улучшить ситуацию в России в различных отраслях экономико-социальной жизни государства, включая науку, культуру и образование.