11 марта в студии «Машуркот» пройдет семинар «От эмпатии к креативному лидерству», где расскажут о том, какую роль в ведении бизнеса играет способность распознавать эмоции окружающих. T&P попросили ведущую Ингу Жердеву рассказать, чем эмпатия отличается от сострадания, зачем ее развивать и как именно она может помочь стартаперу.

Инга Жердева, творческий предприниматель, дизайн-менеджер, основатель Creative Group «SMART Practice», управляющий партнер студии «Машуркот».

Отличайте эмпатию от сострадания

Эмпатия — это не симпатия и не сострадание, в большинстве случаев она не возникает сама по себе. Симпатии и состраданию недостает объективности. Когда мы кому-то симпатизируем, мы переживаем собственные эмоции в ответ на состояние и поведение других людей. У эмпатии другой фокус, он направлен вовне. Это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого состояния. Это чувствование «вместе» и понимание причин происхождения эмоций, ощущений и поступков другого человека.

Начните с самоанализа

Учеными давно установлено, что эмпатическая способность возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Конечно, чтобы поставить себя на место другого и посмотреть на мир его глазами, нужно хорошо представлять себе этого другого. Но начать все равно важно с себя: научиться отслеживать собственные ощущения, анализировать чувства и передавать эмоции словами. А затем начать наблюдать за другими людьми, стараться понять состояние человека по мимике, жестам, реакции, тону голоса.

Понимание потребностей создает возможности

Дэн Пинк, автор книги «Будущее за правым полушарием. Что делать, чем думать и как быть в век нового творческого мышления», говорит: «Эмпатия и креатив — это мастерство, и без него сегодня ни отдельная личность, ни фирма не смогут выделиться на рынке». Самыми яркими примерами для этого тезиса служат компании Генри Форда и Стива Джобса. Они не проводили классических маркетинговых исследований, но именно способность к эмпатии сделала их иконами бизнеса. Они обратили на людей гораздо больше внимания, чем сами люди на себя обращали, поняли более глубокие потребности и создали возможности. Наблюдая за тем, как покупатели с удовольствием трогают и рассматривают со всех сторон компьютеры Mac, компания Apple использовала свой шанс и дала людям возможность установить тесный физический контакт и ощущение контроля над технологиями.

Записаться на семинар можно здесь.