Ежегодный берлинский фестиваль Transmediale работает на стыке искусства, культуры и технологий и на неделю превращается в большую дискуссионную площадку по самым острым вопросам современности. Цифровые отходы, google-расизм, проблемы big data, защита личной жизни от посторонних глаз и кристальные вычисления — T&P посетили фестиваль в начале февраля, чтобы рассказать о самых интересных художественных идеях Transmediale.

В 2014 году сквозная тема фестиваля называлась Afterglow, а участникам Transmediale было предложено подумать над тем, что случится со всеми данными, которые мы храним, постим и производим каждый день в цифровом формате после того, как мы исчезнем. В приветственной речи директор фестиваля Кристофер Гансиг предложил открыть невидимые для внешнего мира базы данных, собранные в результате глобальной слежки за пользователями, и предостерег об увеличивающейся зависимости от технологий, которыми мы пользуемся в бытовой жизни. Дональд Норман, когнитивист и эксперт по потребительскому спросу, развил тему больших данных и задался вопросом о корпорациях, которые зарабатывают на нашем доверии. По его словам, сила Google состоит не в алгоритме поиска, но в рекламной империи, которая кормит массы людей: «У Google есть большое количество персонала, серверов, у них есть Android и Google Docs, они только что купили Motorola. Большинство людей скажут: «мы есть пользователи и реклама — это продукт». На самом же деле пользователи — это рекламодатели, а мы являемся их продуктом. Они говорят, что их цель состоит в том, чтобы собрать все знания в мире в одном месте, но на самом деле их цель — собрать всех людей мира и продать им товар».

Critical infrastructure

Jamie Allen и David Gauthier

Масштабная инсталляция Джейми Аллена и Дэвида Готье была посвящена теме количественной оценки данных и сопоставления получаемой информации. В центральном фойе HKW расположилось множество архаичного вида замеряющих устройств, напоминающих геодезическое оборудование, внутри которых были экраны с информацией. Устройства обрабатывали большое число данных в реальном времени: лайки страницы фестиваля, фотографии с тегом «Берлин», просмотры самого популярного видео на Youtube, количество API, доступных в сети, минусовых голосов в комментариях на reddit.com/r/funny, курс биткоина к евро, пробки на дорогах Берлина — словом, все, что происходит вокруг Transmediale и за его пределами. Авторы называют свою работу «детритом» цифровых данных, демонстрацией явного избытка данных, собираемых спецслужбами на каждого в отдельности индивида. Методология подобного интеллектуального анализа информации в настоящий момент используется такими крупными корпорациями, как Google, Facebook и Amazon, предлагающих рекламу пользователю до того, как он решил, чего хочет. Геопространственный и геополитический анализ — реакция на увеличение надзора за повседневностью крупными корпорациями, которая призывает нас признать, что захламленность баз данных — это наше наследие, и перестать притворяться, будто биты не распадаются.

Спутники

Karin Fisslthaler

Семиминутное видео «Спутники» (Satellites) представляет собой медитативное видео, где до самого конца непонятно, что происходит. Порезанные и замедленные кадры непонятных жестов в исполнении юных лиц под звуки убаюкивающего эмбиента напоминают то ли ритуальный обряд адептов оккультной секты, то ли постановочный танец актеров районного драмкружка. Карин Фисталер, австрийский художник, работает с найденными на YouTube видео подростков, временно прерывающих подход кислорода к мозгу. Насильно вызванное обморочное состояние — игра, в которую играют подростки со всех континентов; последняя безобидная игра перед взрослой жизнью, когда еще без алкоголя и наркотиков дети добиваются состояния нирваны. По словам автора, несмотря на то, что данный ритуал выглядит достаточно брутально, очень важным является момент поддержки друг друга, нежных касаний и жестов. Добровольный ритуал таким образом вырывается из контекста сети и помещается в социальный цифровой контекст, отражающий репрезентацию тела в сегодняшних медиа на границе личного и публичного.

Бьерн Мельхус, режиссер с именем, профессор курса «Виртуальные реальности» Университета искусств в Касселе, Германия. В рамках показа Afterglow of life Мельхус презентовал небольшое видео, посвященное апокалипсису. На экране — разные персонажи, преимущественно мужчины, в номере отеля рассказывают про мгновенное разрушение, про быструю смерть и нестерпимую боль умирания. Кроме того, что герои фильма говорят не своими голосами, все звучит достаточно комично и истерично. Речи героев буквально извергаются в риторике конца света и сведены к абсурду. И опять режиссер работал с найденными в сети видео, рассказывающими о сценарии конца света, звук — реальные монологи людей и их подробные прогнозы, что именно будет происходить с человеком во время глобальной смерти. Автор называет эти видео «тизерами апокалипсиса, ведь сегодня любое событие имеет тизер».

PRISM

Danja Vasiliev and Julian Oliver

Пожалуй, самое скандальное происшествие фестиваля — проект русского художника Дани Васильева и Джулиана Оливера PRISM. Художники установили собственную GSM, которая автоматически подключала находящиеся поблизости мобильные устройства, присылая сообщение: «Приветствуем вас в новой сети партнеров Национальной секретной службы». Перехваченные протокольные данные, такие как имя пользователя, название узла и IP-адрес, целый поток данных пользователя (находящихся в его мобильном устройстве) автоматически транслировался на экран в режиме реального времени. Посетители могли считывать личные сообщения и другие данные на вращающихся призмах — ощущение светового шоу от окружающего технологического ландшафта.

На следующий день техническая служба фестиваля отключила его. Полемика хоть и вызвала ряд неоднозначных реакций, явилась для художников самым мощным комплиментом, демонстрируя различия в использовании инструментария властным ресурсом.

Даня Васильев

художник, инсталляция PRISM

«Проект был отключен через день после открытия Transmediale. Руководитель технической поддержки фестиваля услышал комментарии посетителей выставки о полученных ими «странных смс». В итоге без какого-либо согласования с авторами работы и кураторами экспозиции инсталляция PRISM была «обезврежена». Деталь, ответственная за GSM-интервенцию, была изъята и оставалась арестованной в кабинете технического руководителя, а на авторов он собирался заявить в полицию. Как выяснилось позднее, его действия были обоснованы чувствами «гражданского долга» — нелегальное использование GSM по немецким законам является криминальным преступлением и наказуемо штрафом в сотни тысяч евро или сроком заключения. Несмотря на аргументацию, эта ситуация была абсолютно беспрецедентна: тематика фестиваля нацелена на изучение и переопределение технологического контекста как в творческой, так и в каждодневной сферах. Независимо от того, что практически такой же GSM-hack был использован американскими спецслужбами для прослушивания телефона Ангелы Меркель, публичная демонстрация схожей технологии на медиа-арт фестивале вызвала очень противоречивую реакцию. Особенно обескураживающим для нас явился факт того, что на нас были готовы заявить в полицию. Устроители фестиваля, в частности Олоф Мэте и Кристофер Гансинг, оказали Джулиану и мне огромную поддержку и были на нашей стороне до самого конца. Для них этот прецедент оказался тем опытом, когда становится необходимым защищать формы технологического искусства, тем более в нынешние времена полнейшей интеграции технологий в повседневную жизнь».

Видео эстонского художника на тему осязаемости виртуальных баз данных: несмотря на то, что данные в облаке бестелесны, в реальной жизни они все-таки физически присутствуют, хоть и в небольшой форме, на жестких дисках интернет-серверов. Для охлаждения серверов требуется огромное количество энергии, поэтому данные хранятся в масштабных центрах, которые выглядят как заводы, выпускающие бесконечные облака паров в атмосферу. Один из крупнейших в мире таких центров обработки данных под кодовым именем Crystal Computing с почти 300 000 серверов находится в Сейнт Гисленд, Бельгия, и принадлежит корпорации Google. По понятным причинам художник не получил разрешения на посещение центра, отчего съемка на расстоянии добавила волшебства, словно перед вами не данные в облаке, а недосягаемый рай в облаках.

Почему

Borja Rodríguez Alonso

Видео, экспонированное в отдельном зале по замыслу организаторов, заслуживает отдельного внимания. Молодой художник Боря Родригез Алонзо рефлексирует на тему автонабора Google: поисковая машина предлагает наиболее частые запросы юзеров сети. Природа запросов изменяется на кажущиеся нейтрально рассчитываемыми варианты вопросов, хотя никто на самом деле не знает, по какому именно алгоритму работает поисковая машина. «Почему белые мужчины имеют маленький…, почему черные совершают больше преступлений, почему арабы ненавидят США, почему европейцы любят канадцев» — при вводе лишь части запроса машина автоматически предлагает окончание фразы, всегда в сексистко-расисткой риторике. Автор демонстрирует глобальные человеческие стереотипы, касающиеся национальной, сексуальной и расовой принадлежности.

Видеопроект словенского художника, несмотря на свой несерьезный вид, обращается к серьезной риторике — жизнь аватара. Подобно людям аватары могут быть безработны: наши альтер-эго, виртуальные репрезентации себя и говорящие картинки терпеливо ждут, когда их возьмут на работу до тех пор, пока снова не выбросят в корзину с электронным мусором. Художник вставил описания героев в презентационные речи аватаров, говорящих правду о своих хозяевах при приеме на работу: они (то есть мы) ленивы, обособлены, больны, нетолерантны, имеют психологические, алкогольные и наркотические проблемы, плохо обучаемы и не терпят власть. И поскольку технологии заменяемы так же, как люди, новые технологические парадигмы приходят на смену старым.

Обратно к отправителю

Dani Ploeger и Lelili Atiku

Дани Плогер, яркий мультимедийный художник, известный, например, по работе «Анальный электрод», помимо инсталляции Recycled Coil представил в паре с нигерийским художником Лелили Атику еще одну интересную работу на тему нео-колониализма и компьютерных отходов. В декабре 2013 года художники провели неделю в Лагосе, собирая компьютерный мусор, отправленный из Европы в Нигерию. Все собранные материалы были отправлены художниками обратно в Европу. «Обратно к отправителю» — распространенная, хоть и противоречивая, практика среди нигерийских христиан, уходящая корнями в традиционную йорубскую религию и медицину. По преданию, верующие отправляют обратно дьявола тому, кто прислал его вам.