21 февраля в ГЦСИ пройдет лекция «Глитч-арт — Эстетика ошибки», где видеохудожник Эльвира Жагун-Линник объяснит, что нового привносит ошибка в визуальный язык и содержит ли она новые смыслы. Лектор рассказала T&P, как художники глитч-арта создают новые контексты и помогают нам стать созерцателями.

Эльвира Жагун-Линник, видеохудожник и куратор международного фестиваля современной поэзии, саундарта и видеоарта «Поэтроника»

— В мире «условной» совершенной телекоммуникации ошибки (сбои, помехи) являются нежелательными элементами, и для их нейтрализации существует бесчисленное количество контролеров. Подобная борьба с искажениями, помехами и ошибками всегда имела место не только в технологическом поле, но и в истории искусства.

Основной установкой художников, работающих в поле эстетики ошибки, является попытка переосмыслить регулярные нормированные структуры. И связано это в первую очередь с тем, что «ошибка» создает ситуации, к которым подключаются различные контексты и значения: технологические, культурные, эстетические, политические и идеологические. В целом эстетика ошибки или глитч-эстетика характеризуется и фокусируется на экспериментальности, использовании электронных, цифровых и аналоговых технологий, использовании в некоторых случаях коммуникативной направленности произведения, когда нулевое значение недостаточного ошибочного изображения позволяет зрителю/пользователю быть активным созерцателем и создавать новые значения и смыслы.

Лекция будет посвящена истории глитч-арта в визуальном поле современных технологий, контексту и развитию данного направления. В ней я обозначу самые распространенные практики создания глитч-изображений и рассмотрю основные философские обоснования этого движения. Мы поговорим о том, что нового привносит ошибка в визуальный язык, продолжая содержать в себе не только потенциал эстетического высказывания, но и новые смыслы.