Тело — парадоксально сложное явление. С одной стороны, оно дано нам в полновластное пользование, с другой — трудно не заметить, что у тела всегда имеется собственное мнение по любому вопросу: когда ему хочется есть, спать, болеть или просто ничего не делать. К открытию фотовыставки «Акрополь: как я нашел свое тело», которая станет центральным событием фестиваля «БезГраниц: тело общество, культура», футуролог Слава Козлов подготовил материал о том, какие концепты тела будущего разрабатываются учеными, художниками и журналистами, — и как они меняют наше понимание телесности.

У фестиваля масштабная программа: уникальная фотовыставка «Акрополь: как я нашел свое тело», показывающая красоту «иного» тела в перекличке с красотой барельефов Пергамского алтаря; цикл открытых лекций о восприятии тела современным обществом (среди лекторов — Борис Дубин, Раиса Кирсанова, Валерий Панюшкин, Ольга Вайнштейн и другие); спецпоказ на Неделе моды и другие мероприятия.

Привлечение технологий к разговору о теле только увеличивает сложность вопроса — причем не просто добавлением нескольких новых версий, а появлением новой размерности и без того сложной картины. Предполагается, что столкновение этих двух концепций — тела и технологии — должно привести к интереснейшему фейерверку идей — «пробам будущего». В каком-то смысле подобные пробы можно сравнить с концепт-карами, которые каждый год предлагают производители автомобилей, или модой от кутюр — и то, и другое не предназначено для повседневной жизни и, возможно, никогда не превратится в реальность. Но и то, и другое помогают нам достичь важного чувства ощущения присутствия в будущем — пусть и временно.

Архитектор тела

Люси МакРей — художник, хореограф и дизайнер, которая предпочитает называть себя архитектором тела. Свои первые телесные архитектуры Люси создавала в паре с голландским дизайнером Бартом Хессом. В свободное от работы время они с энтузиазмом придумывали, конструировали и затем фотографировали костюмы, используя для этого самые неподходящие, казалось бы, материалы — спички, скрепки, надувные шарики, цветную пену и искусственную траву.

Оригинальные конструкции заметили некоторые журналы, а авторов стали приглашать для участия в создании новых коллекций мод, создания инсталляций, костюмов для артистов. Сначала пара выступала под брендом Lucy&Bart, но затем каждый решил идти своим путем, и Люси организовала свое собственное агентство, где занимается проектами на стыке тела, танца, новых синтетических и органических материалов и новой эстетики. В ее портфолио появляются работы на темы биохимических процессов и генетических манипуляций. Одним из последних проектов стал Swallowable Perfume, идея которого состоит в том, чтобы показать новые возможные способы менять запах своего тела, проглатывая те или иные вещества.

Невероятно уменьшенный человек

Голландский художник Арне Хендрикс в своем спекулятивном исследовательском проекте «Невероятно уменьшенный человек» пошел дальше возможных изменений и дополнений человеческого тела. Он предлагает радикально уменьшить рост человека — до 50 сантиметров — и подумать, какие плюсы может принести такая жизнь.

Кажущаяся абсурдность предложения, тем не менее, находит горячих сторонников не только среди приверженцев ресурсосберегающего и экологического подхода, но и тех, кто считает, что маленькое тело принесет эволюционное преимущество — увеличение продолжительности жизни и за счет меньшей нагрузки на органы и следовательно замедление их старения и увеличения интеллектуальных возможностей мозга за счет компактности и отсутствия потерь времени на передачу нервного сигнала.

Хендрикс предлагает интерпретировать гигантоманию — любовь к большим вещам, машинам и домам — скрытым желанием стать маленьким. Проект вызвал также обсуждение проблемы «исчезновение тела» как такового, то есть отсутствие у современного человека необходимости иметь тело на нынешнем уровне развития техники. Зачем нам тело, если большинство его функций могут выполнять современные машины?

Нано-супермаркет

Нано-супермаркет — один из самых известных проектов команды Next Nature. Это магазин, в котором уже сейчас можно посмотреть и прицениться к различным продуктам, основанных на нанотехнологиях. Пока весь каталог размещается в небольшом автобусе, который может переезжать из одного города в другой. За несколько лет работы магазин уже побывал не только в различных городах Голландии, но и в Италии и Испании, и сейчас планирует первую трансконтинентальную поездку.

В магазине пока продаются даже не прототипы, а муляжи воображаемых нано-товаров и нано-услуг. Например, в нано-автолавке можно было присмотреться к нано-косметике и нано-одежде, выбрать нано-краску для дома и даже попробовать нано-вино. Как и любой пробе будущего, в нано-супермаркете важны не столько сами продукты, сколько возможность непосредственного диалога. Одно дело — читать про успехи нано-технологий в журнале или блоге, и совсем другое — зайти в магазинчик на углу и повертеть в руках возможный проект будущего.

В ассортименте нано-супермаркета появляются все новые и новые продукты, приглашающие нас задуматься о теле будущего. Например, что если жир, который начинает накапливаться в нашем теле, можно использовать как источник полезной энергии? Энергетический пояс, который позволит утилизировать наши излишки жира для зарядки различных гаджетов. Имплантаты, твиттящие о состоянии нашего здоровья, сенсоры, отслеживающие наше самочувствие и автоматически меняющие наш гормональный фон так, чтобы мы засыпали и пробуждались в самый подходящий момент. Живые кроссовки, искусственно выращенные из клеток кожи ската и способные менять свой цвет в зависимости от окружения.

Первые концепты были выдуманы самими дизайнерами и их партнерами в университетах, но сейчас коллекция пополняется и за счет проектов, предлагаемых самими покупателями. Каждый год объявляется конкурс на новые нано-продукты и любой желающий может подать свою идею. Исследование будущего становится более демократичным — люди выступают не только реципиентами, но и со-исследователями и со-творцами новых проб будущего.

Бренды будущего

Мотив новых продуктов присутствует в известной серии комиксов про будущее, которую вот уже несколько лет публикует журнал Wired — The Brands from the Future. Серия состоит из концептов новых и необычных продуктов, которые могут скоро появиться на рынке. Например, визуальный рассказ о новом устройстве The Orb, позволяющем вам испытывать чувства другого человека, или последняя модель 3D-принтера для детей.

Важным преимуществом серии является механизм коллективного творчества будущего и актуальность — во многих сериях основным содержанием является не сама по себе новая технология, но именно социальный и даже политический, идеологический контекст. Одним из последних предложенных брендов стал спрей для лица Mugz, позволяющий мгновенно изменить ваше лицо таким образом, чтобы оно осталось легко узнаваемым для ваших знакомых, но нераспознаваемым камерами наблюдения. Разумеется, это не столько технологическая проба, сколько политическая, чтобы завести разговор о сегодняшних проблемах контроля, наблюдения, безопасности и границ частной жизни.

Stelarc

Stelarc — псевдоним художника Стелиоса Аркадиу, которого можно по праву назвать человеком-пробой. Это, наверное, самый яркий пример непрерывного и смелого экспериментирования человека со своим собственным телом, призванного переосмыслить само понимание телесности.

Свои первые эксперименты Стеларк начал в 1970-е, когда он выполнял первые публичные шоу с подвешиванием самого себя на крюках. В течении многих лет художник экспериментировал с идеей дополнительного органа, который бы расширял возможности тела, и в то же время трансформировал его, как внешне, так и функционально. Одними из самых радикальных экспериментов Стеларка были его представления, в ходе которых он передавал контроль за своим телом интернету. Анонимные пользователи имели возможность управлять его телом, посылая команды по сети со своих компьютеров.

В последние годы Стеларк экспериментирует с возможностями расширения сенсорных возможностей тела — так, в 2007 году он вырастил из собственных тканей «ухо», которое затем пересадил себе на руку. Это искусственное ухо еще не имеет какой-то определенной функции — в него встроен микрофон, который может быть подключен к интернету, и таким образом «ухо» может быть и передатчиком, и приемником сигналов практически из любой точки Земли. Стеларк создал первый интернет-орган на человеческом теле.

Для этого художника все его тело — один временный протез, который он постоянно переделывает, пытаясь приспособить его для чего-то большего. Многоцельность его опытов и открытость для самых разных интерпретаций и продолжений позволяют совсем по-другому посмотреть на многие важнейшие темы, связанные с нашим телом — кто и как решает, что с ним делать, что такое нормальное тело и какие новые функции мы можем к нему добавлять.

Стеларк трансформировал мир вокруг. Дело в не в том, что все начали выращивать третьи уши или подключать свои нервы к интернету — важнее то, что изменилось общественное отношение к таким поискам. Если в начале его пути многие считали его не совсем здоровым человеком — мазохистом с яркими нарциссическими чертами, то сейчас это профессор нескольких университетов и обладатель премии известнейшего международного фестиваля Ars Electronica.

Беременный мужчина

Не так давно в США разыгралась очень интересная, хотя и довольно грустная для многих ее участников история. В 2008 году некоторые издания опубликовали историю с провоцирующим заголовком: «Первый беременный мужчина». Как выяснилось, этот мужчина, некто Томас Бити все-таки первоначально был женщиной, сменившей пол. В прямом смысле вся эта история никакая не проба будущего, а настоящего. Но пробой ее сделало и журналистское внимание, а затем и более широкий интерес к ней самых различных группы, который активно обсуждали ее влияние на многие общественные практики и институты.

В рамках этих дебатов английский художник и скульптур Марк Куинн уже успел создать скульптуру Томаса Бити, которая, в свою очередь, тоже вызывала очередную волну споров о роли искусства в спорах про тело будущего. У того же Куинна есть несколько других интересных серий. Например, проект The Complete Marbles, когда он создал реалистичные скульптуры нескольких спортсменов-инвалидов из великолепного белоснежного карарского мрамора. В таком виде они стали напоминать древнеримские статуи богов и богинь, которые служили и служат эталонами красоты человека. Критики тут же упрекнули артиста в китчевости и сенсационности, но в то же время не могли не отметить, что работы эти вызвали очень живое обсуждение.

Пробы будущего можно представить себе как те гайки, которые кидал в Зоне лаборант Шухарт в «Сталкере» Стругацких. Каждая такая проба — попытка не просто представить или рассказать про некое возможное будущее, но и «создать» его — таким образом, чтобы его можно было практически ощутить. Но при этом пробы будущего все равно остаются больше играми воображения, приглашающими к обсуждению и спорам, а еще лучше — к ответным играм.

Электронная Татуировка

Представьте себе, что ваша кожа становится своеобразным дисплеем, на котором могут появляться и исчезать различные изображения. Этот сценарий и был показан в коротком фильме и серии реалистичных фотографий, созданных голландским агентством Philips Design в проекте SKIN: Tattoo. Задача фильма — перенести нас на короткое время в будущее, в тот момент, когда такая технология уже доступна и используется повсеместно. Но при этом это и не «фантастический» фильм, его отличие — в намеренной незаданности жанра: непонятно, смотрим ли мы отчет об испытаниях или рекламу уже готового продукта.

Фильм можно рассматривать как проективную технику, которая позволяет проявиться нашим мнениям, оценкам, ожидания, страхам, нашей готовности к такому будущему и его желательности для нас. Основной задачей проекта было выявление разнообразных реакций на показанную реальность. Фильм показали на нескольких выставках, где специально для показа была создана простая интерактивная инсталляция — некий стенд, на который можно было положить свою руку и на ней начинали появлялись динамические татуировки.

Сразу возникли вопросы про реалистичность этого решения. В момент создания концепции это был чистый «мыслительный эксперимент». Но буквально через пару лет в печати замелькали сообщения о работе нескольких университетов в этом направлении, и оказалось, что такая цифровая татуировка не настолько невозможна — более того, существует несколько технологических решений: от нано-пленок, наносимых на кожу, до возможности временной карамелизации определенных кожных слоев, которые могут создать эффект дигитальной мехенди — индийской татуировки хной.

Ни тогда, ни сейчас в Phillips не собирались заниматься коммерческим проектом по созданию e-Tattoo, то есть, этот проект не был формой маркетингового исследования или усилиями по созданию возможного рынка. Но такая, казалось бы, бесцельная проба будущего позволила собрать большое количество данных о «зоне ближайшего развития» как общества в целом, так и каких-то определенных групп. Этот проект достаточно хорошо показывает, что такое проба будущего, и какую пользу может принести его использование.

Благотворительный фестиваль «БезГраниц: тело, общество, культура» стартует 11 мая в 19:00. Все подробности — на сайте фестиваля.