В свободном доступе появился документальный фильм «Открытие в Москве» (1959), рассказывающий о легендарной американской выставке достижений промышленности и культуры. Эта выставка, запечатленная режиссером Д.А. Пеннейбекером, вошла в историю не только из-за «кухонных дебатов» между Хрущевым и будущим президентом США Никсоном, но и потому что представила советскому зрителю живопись и скульптуру позднего модернизма.

После секретного доклада Хрущева на XX съезде КПСС, развенчавшего культ личности Сталина и положившего начало оттепели, курс советской внешней политики был направлен в сторону «заигрывания» с Западом, а внутренней — на частичную либерализацию общественной жизни. Результатом этих изменений стали несколько ключевых культурных событий, определивших дальнейшую судьбу искусства. Так, через два года после возвращения Пушкинского музея (на какое-то время его место занял музей подарков Сталину), в 1955 году в нем выставляется коллекция импрессионизма и постимпрессионизма, а затем проводится ретроспектива Пабло Пикассо. Одновременно возвращается преследуемый с начала 30-х советский социалистический модернизм, когда ушедшие в подполье художники занимают посты в Московском союзе художников.

Однако для истории неофициального искусства стали решающими и два других события. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов (1957), собравшем 34 000 человек из 131 стран мира, показывается современная западная живопись. Спустя два года в контексте первой американской национальной выставки «Промышленная продукция США», прошедшей в Сокольниках в павильоне, спроектированном архитектором Бакминстером Фуллером, кроме заграничной одежды, «Пепси-колы» и бытовой техники зрители также увидели экспозицию современного искусства, включая одну из лучших работ Джексона Поллока «Собор». Для многих художников, побывавших на выставках или доставших каталог, она ознаменовала поворот в сторону «западнического» модернизма и ориентацию на американское и европейское искусство эпохи холодной войны.

Неслучайно, что экспозиция, представленная в рамках американской национальной выставки, стала важным смысловым акцентом в фильме «Открытие в Москве», где на ее примере сравниваются жители Советского Союза с американцами. Еще на стадии подготовки ее преследовали скандалы и дебаты в самой Америке. Поскольку многие представители абстрактного экспрессионизма, которые были отобраны комитетом, симпатизировали коммунистам, некоторым из них было отказано в участии, пока в дело не вмешался президент Эйзенхауэр. Сам Хрущев остался недоволен в особенности художественной частью выставки, посчитав это пропагандой. Уже в 1962 году он подвергнет резкой критике творчество авангардистов в Манеже, используя нецензурные выражения, что ознаменует новый поворот в культурной политике СССР.