От эпохи к эпохе, от культуры к культуре меняются представления о красоте и уродстве, о вредном и полезном, о болезни и здоровье. Каждая культура формирует не только свои представления о теле и его функциях, но и свои специфические мифы болезни и лечения. Как развиваются эти болезни и как их лечить? Как же связаны психика и тело? Ответы на эти вопросы во время лекции в образовательном пространстве DI Telegraph попробует найти психолог Игнатий Журавлев.

Игнатий Журавлев

кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии МГУ имени Ломоносова, старший научный сотрудник отдела психолингвистики Института языкознания РАН.

В современной медицине достаточно прочно укоренены представления о человеческом теле как о некоем сверхсложном механизме, функционирование которого подчиняется объективным (физическим, химическим, физиологическим) законам. Начиная с эпохи Просвещения усилиями философов, естествоиспытателей, врачей психика из тела последовательно «изгонялась». Идеалом диагностической процедуры в конечном итоге становится компьютерное сканирование с максимально высокой разрешающей способностью.

Но является ли тело только лишь механизмом, только физическим объектом? Современная психология телесности рассматривает человеческое тело как факт сознания и как продукт и объект культуры. От эпохи к эпохе, от культуры к культуре меняются представления о красоте и уродстве, о вредном и полезном, о болезни и здоровье. Каждая культура формирует не только свои представления о теле и его функциях, но и свои специфические мифы болезни и лечения. С этим фактом связан культурно-исторический патоморфоз болезней, трудно объяснимый с точки зрения классического объективистского подхода к норме и патологии человеческого тела.

Представители разных культур и разных социальных групп, будучи «вооружены» своими мифами и представлениями о теле, не только реагируют на болезни неодинаково, но по-разному болеют, высказывая разные жалобы и испытывают разные болезненные ощущения. Наряду с объективной картиной болезни (то есть тем, что поддается описанию на языке физиологии) существует и субъективная, внутренняя ее картина. Она отнюдь не только отражает (более или менее точно) объективное положение дел, но и влияет на него, о чем свидетельствуют яркие примеры внушенного ожога, вуду-смерти. Феномены ипохондрического бреда, сенестопатий, анозогнозии, ложной биологической обратной связи говорят о возможности принципиального несовпадения объективной и внутренней картин болезни: например, человек убежден, что страдает раком, он испытывает мучительные боли, но объективное обследование не подтверждает наличие болезни.

Наконец, существует целый ряд болезней, проявляющихся телесными симптомами, но вызываемых или провоцируемых психологическими причинами (например, язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, астма). Как развиваются эти болезни и как их лечить? Как же связаны психика и тело? Этим вопросам и будет посвящена данная лекция.