С 13 по 16 марта в Центре документального кино будут показаны лучшие швейцарские документальные фильмы, включая специальную кинопрограмму с одного из наиболее крупных европейских фестивалей Visions du Réel. T&P выбрали из программы пять картин, которые нельзя пропустить.

В фильме рассказывается о семье Вилсонов — христианах, которые пытаются бороться с современными нравами, объявив движение за целомудрие. Они устраивают балы для девственниц, а своим детям запрещают целоваться до брака. Режиссер Мирьям фон Аркс провела с Вилсонами два года, за это время ей удалось снять картину про то, как религиозные фанатики готовят молодое поколение к воплощению евангелистской утопии.

Фильм Альберто Вензаго — это своеобразный роуд-муви: зрителям предлагается вместе с оркестром петербургского Мариинского театра проехать 15 тысяч километров по транссибирской железной дороге. Двухнедельное турне, где музыка Чайковского, Шостаковича и Щедрина сопровождается заводским шумом и стуком колес движущегося поезда.

Зуберг — крестьянская деревня в туманной долине Лисбах на полпути между Берном и Билем. За последние десятилетия она превратилась в «спальный район». Режиссер фильма Симон Бауман живет в Зуберге с детства, и в течение 32 лет ему не было дела до соседей. Но одноклассники постепенно уезжали из деревни. Теперь они живут в Цюрихе или Берлине. Вечером в провинции становится одиноко, и Симон пытается наладить контакт с жителями деревни.

Фильм рассказывает о знаменитом швейцарском художнике Урсе Фишере. Режиссер Иван Шумахер снимал его во время подготовки к первой персональной выставке в США, которая до сих пор считается кульминацией его творческой карьеры. Картина знакомит с самыми интересными работами Фишера, а также выставками последних шести лет в Венеции, Лондоне, Сиднее, Цюрихе и Шанхае. Зрители смогут увидеть, какой напряженной жизнью живет художник в современном мире.

Каждую зиму Кароль и Паскаль отправляются в путь, со своими тремя ослами, четырьмя собаками и овечьим стадом в тысячу голов. Три долгих месяца они мужественно противостоят стуже и непогоде. Единственной защитой от холода служат брезент и несколько овечьих шкур. Кочующие пастухи встречают на своем пути респектабельные виллы, железнодорожные пути и промышленные зоны. Им встречаются друзья-фермеры и новые обитатели этих территорий — переселившиеся в сельскую местность горожане, каждый день отправляющиеся в город на работу. В сегодняшнем мире странствия пастухов выглядят настоящим приключением. Картина возвращает к истокам и ставит неожиданные вопросы о том, куда идет современное общество.

Мод Мабияр, куратор недели швейцарского кино

Мы решили показывать именно документальное кино, потому что в Швейцарии оно очень популярно. У нас этот жанр давно и очень активно развивается и к тому же получает хорошее финансирование. Швейцарские режиссеры снимают документальные фильмы по такому же принципу, что и художественные, поэтому многие такие картины демонстрируются на большом экране. Например, на фестивале в Локарно наряду с художественными фильмами, можно увидеть и документальные. В Швейцарии, конечно, есть хорошие режиссеры художественного кино, но их не так много. Зато документальное кино стало визитной карточкой страны.

Неделя швейцарского кино откроется показами двух фильмов: «Зимние странники» и «Урс Фишер». В первом рассказывается про пастухов, которые странствуют вместе со своими овцами, а второй посвящен жизни успешного молодого художника. Картины были специально подобраны таким образом, чтобы рассказать, с одной стороны, о традициях, а с другой — о чем-то современном, в данном случае об искусстве. Сама программа построена по такому же принципу контраста: в ней есть фильмы и о традиционном укладе жизни, и о поиске новаторских подходов.