Вовремя услышанная захватывающая лекция может определить будущие научные интересы студента или даже подтолкнуть к смене профессии. Но, к сожалению, далеко не все ученые и эксперты умеют делиться знаниями в легкой и увлекательной форме. Молодой ученый-химик, журналист и преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Сорокин провел в DI Telegraph мастер-класс для начинающих лекторов. T&P публикует видео и основные тезисы выступления.

Не бойтесь преувеличивать

Ученые боятся рассказывать о своей области знаний так, как будто она самая главная. Вы когда-нибудь писали заявки на получение грантов? Все, кто их пишет, врут. Этот навык очень полезен в публичных выступлениях — ведь люди порой рассказывают поразительно интересные вещи таким тоном, как будто они объясняют маршрут в булочную. Часто это происходит из ложной скромности. Но если вы не будете себя хвалить, вы не будете никому интересны.

© Зарина Кодзаева

© Зарина Кодзаева

Не бойтесь недосказать

Представьте, что вас позвали на школьную конференцию. Вы думаете, чем стоит поделиться на выступлении и не можете выбрать. «Этим, этим и этим» — и получается лекция на полчаса, где никто ничего не понимает, потому что вы даете слишком много информации. Это вызывает большие проблемы, поэтому не бойтесь рассказать слишком мало.

Адаптируйте материал под аудиторию

Ученые и учителя часто боятся, что если они начнут разговаривать простым языком, люди перестанут воспринимать их серьезно. Но люди любят, когда вы спускаетесь на их уровень, чтобы они могли понять, о чем речь. У каждой истории может быть несколько уровней адаптации. Но и тут нужно знать меру в упрощении материала — не стоит разговаривать с первокурсником на уровне семиклассника.

© Зарина Кодзаева

© Зарина Кодзаева

Отвлекайтесь от темы

Я это делаю не просто так — вся моя практика показывает, что люди не могут слушать одно и то же в течение долгого времени. Небольшие отступления не отвлекают, а наоборот, помогают концентрироваться. Когда я объясняю какое-то уравнение, я рассказываю про ученого, который его придумал, какие-то байки из его жизни — это возвращает внимание аудитории. Без баек и шуток не получится удержать дальнейшее внимание аудитории.

Не бойтесь что-то забыть

Такого не случается почти никогда. По крайней мере, на конференциях и лекциях преподавателей я такого не видел. Если вам важно что-то запомнить, вы непременно это запомните — мозг сформирует соответствующие нейронные связи. Конечно, вы можете растеряться во время выступления — но, во-первых, с кем не бывает, а во-вторых, это самореализующийся страх: чем больше вы об этом думаете, тем больше вероятность осечки. Если вы осознаете это, вам сразу станет легче.

Анимация и видео — не замена хорошему рассказу

Многие считают, что красивые шрифты и блестящие технологические решения сделают презентацию лучше. Но, конечно, это не так. Поскольку область публичных выступлений высокотехнологична сама по себе, у спикеров возникает внутренняя потребность гнаться за технологиями. Но я видел немало хороших лекций, проведенных лишь при помощи мела и доски. Не стоит думать, что это прошлый век.

© Зарина Кодзаева

© Зарина Кодзаева

Разговаривайте со слушателями

«Четвертая стена» — метафора из театра: словно невидимая стена отделяет сцену от зрителей. И если актер выходит из роли и начинает разговаривать с публикой, он таким образом пробивает четвертую стену. Многие лекторы считают, что эта стена незыблема и необходима для того, чтобы их воспринимали серьезно. Но это не так — чем больше вы разговариваете с аудиторией, тем больше вас слушают. В том числе и потому, что диалог повышает самооценку слушателя, показывает его значимость для вас.

Тренируйтесь на друзьях

«Ничего не получится, все будет плохо и никто не будет слушать» — распространенный страх. Полезно несколько раз прочитать ваш доклад вслух или проговорить перед зеркалом, перед родственником или другом, которого вам не очень жалко. Во-первых, вы будете чувствовать себя увереннее, а во-вторых, будете лучше знать текст. Бывает, что доклад, который начинался хорошо, «сдувается» к концу, потому что человек расслабился в процессе выступления и забыл про что-то важное.

© Зарина Кодзаева

© Зарина Кодзаева

Называйте источники

В России почему-то считается, что ссылаться на источники не круто. Но если вы во время выступления цитируете много источников, лучше их называть — в том числе и для того, чтобы те, кто реально заинтересовался темой, могли найти дополнительную информацию. Это заставит их слушать вас еще внимательнее.

Честно признавайтесь, если чего-то не знаете

Многие лекторы начинают злиться, услышав неудобный вопрос — но стоит бояться признаваться, что вы чего-то не знаете. Главное — не притворяться: если вас на этом поймают, будет еще более неловко. Лучше всего посоветовать слушателям какие-то источники — где можно прочитать подробности на интересующую их тему. Если поймали на недостоверной информации, в этом тоже стоит признаться. В конце концов, передача информации не обходится без ошибок.

Поощряйте хорошие вопросы

Важный для многих момент — должен ли лектор отвечать на все вопросы? Неудобные вопросы, на самом деле, — подарок для докладчика, потому что ответ перерастает в дискуссию в зале и вызывает дополнительные вопросы. К тому же вообще не ответить на вопрос — невежливо. Но если вопрос откровенно плохой — например, грубый, откровенно провокационный или не относится к теме выступления, нужно вежливо дать человеку понять, что это не очень удачный вопрос: ответить лаконично и сухо.