Ученье — свет, а неученье — образ жизни после окончания школы. Кто занимается самообразованием в Москве, у кого не хватает времени ходить на лекции и курсы, чем история лучше новых технологий — T&P публикуют данные опроса Фонда «Общественное мнение», узнавшего в конце 2013 года о привычке москвичей учиться самостоятельно.

Больше других самообразованием в Москве занимаются молодые люди до 30 лет, которые уже получили высшее образование и, как следствие, доход выше среднего. Для них обучение вне стен вуза — курсы, тренинги, мастер-классы — не является альтернативой традиционной системе образования, а скорее дополняет ее. После вуза у людей вырабатывается привычка учиться, и, получая диплом, они не останавливаются на достигнутом. Политические взгляды этих людей часто оппозиционно настроенные.

Самые популярные методы самообразования — традиционные: изучение литературы, посещение экскурсий и просмотр фильмов. Все то, что может быть формой досуга. А вот институциализированные практики, где присутствует роль «учителя» и роль «ученика» заметно уступают им по востребованности.

Самые популярные темы, интересующие москвичей, занимающихся самообразованием: история — 18%, природа и животный мир — 6%, путешествия — 5% и новые технологии — 5%. Среди тех, кто уже занимался самообразованием, подавляющее большинство хочет расширить горизонт знаний. А вот среди тех, кто не занимался, ситуация обратная.

  • москвичей читали образовательную литературу

  • москвичей посещали курсы

  • москвичей ходили на открытые лекции

После 30 интерес к самообразованию снижается. Среди людей после 60 только 3% посещали за последние 1–2 года тренинги или мастер-классы. Причины, по которым москвичи не стремятся к новым знаниям, довольно банальны — «не хватает времени», «это дорого», «нет желания». Если говорить о желаемых областях знаний, которым они хотели бы посвятить время в будущем, то здесь предпочтения расположились следующим образом: иностранные языки — 8%, история — 7%, психология и компьютерные технологии — по 4%.

Несмотря на то, что результаты исследования оказались предсказуемыми, можно сделать вывод о необходимости увеличения уровня практик самообразования среди не охваченных групп. В частности, это люди старшего возраста, после 60, которые хотели бы заниматься неформальным обучением, но в силу тех или иных причин они этого не делают. Таких среди москвичей — 4%. Судя по полученным данным, они гораздо реже, чем все остальные возрастные группы, подмечают, что в Москве достаточно возможностей для самообразования. Это можно объяснить тем, что активность поиска и потребления информации у пожилых людей ниже, чем у остальных, а значит, в работе с ними необходимо применять особые методики вовлечения.

Текст: Екатерина Кожевина, руководитель проектов ФОМ