Мозг охотников-собирателей 200 тысяч лет назад был в состоянии писать симфонии и строить космические корабли. Как так произошло и почему эволюция человека проходила именно таким образом — об этом на лекции «Зачем человеку такой большой мозг?» расскажет биолог Александр Марков 20 марта в 19:30 в пространстве DI Telegraph.

Александр Марков

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, автор нескольких научно-популярных книг.

Два миллиона лет назад у некоторых представителей большой и разнообразной группы прямоходящих африканских обезьян началось постепенное увеличение объема мозга. Процесс шел довольно медленно — мозг увеличивался в среднем всего лишь на 10 кубических миллиметров за поколение — но продолжался неуклонно, что в итоге (за два миллиона лет) привело к трехкратному увеличению его объема. Между тем мозг — орган «дорогой» с точки зрения отбора: он потребляет много энергии (а значит, обладателю большого мозга нужно больше пищи). Кроме того, большеголовых детенышей трудно рожать. Чтобы справиться с первой проблемой, нашим предкам пришлось научиться добывать много высококалорийной мясной пищи. Вторая проблема решилась в ходе эволюции путем перехода к рождению детенышей с сильно недоразвитым мозгом. Поэтому человеческие новорожденные дети гораздо беспомощнее новорожденных шимпанзе и требуют куда больше родительской заботы. Чтобы мозг, невзирая на все эти трудности, все-таки продолжал расти из поколения в поколение, этот рост должен был давать какие-то очень весомые преимущества. Иными словами, должны были сложиться условия, в которых гоминиды с более крупным мозгом оставляли бы в среднем существенно больше потомков, чем их сородичи с мозгом поменьше.

Какие механизмы обеспечивали этот эволюционный процесс? Возможно ли, что развитие любви (родительской, супружеской) является «побочным эффектом» увеличения мозга. Почему уже 200 000 лет назад мозг у предков был практически такой же, как у людей сегодня? Зачем палеолитическим охотникам-собирателям понадобился мозг, пригодный для сочинения симфоний и разработки космических кораблей? Почему живая природа переполнена кажущейся «избыточностью» и, например, из 6000 генов, имеющихся в геноме дрожжей, только 1000 абсолютно необходимы для выживания? Как эволюционная биология объясняет эти странные «излишества»? Обо всем этом — на лекции.