На недавно прошедшей серии мастер-классов «Как научить и научиться» на Exchang.es опытные организаторы и лекторы объясняли, как эффективно делиться знаниями с окружающими, продвигать образовательные события и подавать информацию в увлекательной форме. T&P публикуют лекцию историка искусства, сотрудника Образовательного отдела Центра современной культуры «Гараж» Киры Хейфец о том, как работать с комьюнити.

Основные вопросы, которые встают сегодня перед каждым музеем или культурным учреждением — «Как превратить зрителя из пассивного созерцателя искусства в активного участника процесса?» и «Как сделать из «потребителя» человека, который готов взаимодействовать с вами, готов быть лояльным, готов стать вашим последователем, единомышленником и союзником?». Эти вопросы мы постоянно поднимаем в «Гараже» в течение вот уже четырех лет. Ответ на них заключается в правильной стратегии формирования комьюнити.

Комьюнити — это социальное объединение, члены которого разделяют общие интересы и ценности. Происходит оно от латинского сommunitas (com — с, вместе и munus — подарок). К основным признакам его можно отнести:

— членство;

— влияние друг на друга;

— общие потребности;

— эмоциональная связь.

Слово community изначально обозначало людей, которые живут вместе, в одном населенном пункте, а затем — любое сообщество людей. Сейчас это слово применяется ко многим группам людей: международное сообщество, культурное сообщество, сообщество людей по интересам.

© Зарина Кодзаева

© Зарина Кодзаева

Мы считаем, что задача музея — не только хранить искусство, но и коммуницировать с людьми, которые в этот музей приходят. Нужно вовлекать зрителя в то, что вы делаете на вашей площадке.

Как это сделать? В рамках экспозиции нужно обеспечить взаимодействие со зрителем. Когда человек приходит в музей, он приходит не только пассивно посмотреть на арт-объекты, у людей есть другие мотивы: социальные, интеллектуальные, эмоциональные, духовные — пообщаться, реализовать себя, проявить свою индивидуальность, высказаться. Музей предлагает вам реализовать себя и задействует ваши эмоциональные состояния. Он как бы ожидает вашей реакции на то, что вы делаете, во что вы вовлечены.

На территории «Гаража» проходят не только выставки, но и различные лекции и воркшопы, объединяющие определенные комьюнити. И это не только передача знания, но и форма социализации. Во время наших воркшопов люди должны чувствовать себя максимально комфортно и делать то, что хочется — например, свободно разместиться на полу и слушать лекцию лежа, если им так больше нравится.

Образовательные проекты — самый эффективный инструмент по созданию преданной (лояльной) аудитории. Организовывая лекцию, стоит позаботиться об обратной связи — например, раздать людям анкеты с вопросами о прослушанной лекции и просьбой оставить свои электронные адреса. Эти данные помогут вам сплотить ваше сообщество в будущем. Или по результатам лекции можно попросить посетителей выполнить задание и прислать его на почту. От того, что они напишут, будет зависеть, как будет развиваться музей в будущем, ведь музей растет вместе со своим зрителем.

© Зарина Кодзаева

© Зарина Кодзаева

У нас на сайте вы можете найти специальную программу о прогулках по Парку Горького. Она называется «Приключение гуляющей единицы». Так когда-то называли Ильф и Петров человека, гуляющего в этом месте, намекая на то, что здесь совершенно невозможно остаться одному. Для школьников в нашем музее существует специальный игровой путеводитель.

Создать что-то абсолютно для всех очень сложно: легче ориентироваться на определенные группы людей — детей, подростков, взрослых людей, а также на определенные группы. В России это делать сложнее, поскольку общество разрознено и люди не всегда охотно взаимодействуют друг с другом. Но возможности для фантазии неисчерпаемы — Бруклинский музей, например, работал с бомжами.

Когда вы только начинаете работу, нужно понять, что именно вы хотите и на кого вы ориентируетесь. Мы в «Гараже», например, решили создать комьюнити, лояльное по отношению к нашему музею, которое участвовало бы в его повседневной работе. Мы делаем специальные лекции по русскому искусству, но участники не только должны прослушать эту лекцию, но и сделать свою выставку в результате этого проекта. Эти люди также участвуют в жизни «Гаража». У нас появляются модераторы и стажеры, которые помогают нам, участвуют в мероприятиях.

У нас есть проект «Бесконечная выставка действий: Do it Москва», который пройдет в «Гараже» летом. Изначально идеей этого проекта было то, что 12 художников дают 12 инструкций по тому, как сделать произведение искусства. Сейчас этих художников уже 400.

© Зарина Кодзаева

© Зарина Кодзаева

С помощью этой выставки мы хотим задействовать сообщества в Москве. Мы ориентировались не на имена художников, а на те инструкции, которые вовлекают людей или сообщества в действие. А инструкции могут быть самые невероятные, например, инструкция Эрмина Вурма гласит, что нужно завернуться в шерстяной свитер и сидеть в нем двадцать минут.

Мы хотим взаимодействовать с разными сообществами. Когда мы только появились, мы начинали сверху, с тех, кого мы знаем — с аудитории проекта «Теории и практики», Еврейского музея, Музея современного искусства, Британского совета. Мы уже работали с ними и знаем их. Затем мы стали развиваться вовнутрь: стали создавать свои комьюнити на территориях этих институций.

Для этого нужно понять, что будут делать определенные комьюнити. Например, в Еврейском музее у нас есть проект, когда посетитель должен войти в музей, напевая песню. В Британской высшей школе дизайна мы попросили учеников построить город мечты по проекту Йоны Фридман.

Для того чтобы подпитываться новыми идеями о формированиях комьюнити, нужно изучать блоги и сайты европейских и американских музеев: у «Виктории и Альберта», Нью-Йоркского музея современного искусства, «Тейт Модерн», Бруклинского музея существуют гигантские блоги, посвященные сообществам и работе с ними.

Вот некоторые ресурсы, которые помогут в работе c сообществами:

www.participatorymuseum.org

Блог Нины Саймон

Cайты и блоги музеев: Tate Modern, V&A, Brooklyn museum

Книга «Museums, keyworkers and lifelong Learning: shared practice in five countries»

Книга Гранта Кестера «Фрагменты бесед: коммуникация и сообщество в современном искусстве»