Культурологи Дарья Дмитриева и Валерия Косякова рассказали о том, как им удалось создать культурный центр «Пунктум» и с чего стоит начать, чтобы стать куратором образовательных проектов. «Теории и практики» публикуют конспект лекции.

Сегодня культурный центр «Пунктум» проводит по три мероприятия в день, 130 событий в месяц. Меньшее количество мы просто не можем себе позволить. Мы закончили магистратуру РГГУ, стали учиться в аспирантуре. Хотелось творчества, создать что-нибудь свое, и мы стали проводить семинары в университете, расклеивали афиши. Мы решили организовать кинопросмотры и обсуждения.

Проблемы, с которыми мы столкнулись — закрытость института для посторонних (знакомых не пригласишь) и то, что процесс анонсирования оказался очень трудоемким. Целый год мы вели киносеминары в университете, придумывали программу: что смотреть, как обсуждать.

А затем мы с Валерией решили открыть собственный центр. Учеба в РГГУ была не первым высшим образованием, у меня уже был опыт работы в бизнес-сфере, поэтому перспектива открыть собственное дело не пугала.

После этого решения перед нами встал вопрос: на что мы будем ориентироваться при построении бизнеса — на дотации или постараемся все делать сами? Нам хотелось избежать контроля, создать свободный учебный центр, чтобы мы все решали сами.

Почему государственные площадки неэффективны?

— Они делают ставку на «своих»;

— там слишком много бюрократии;

— есть «заказчик», чьим пожеланиям ты должен соответствовать.

Поэтому мы пошли по пути коммерции, решив, что если центр нужен людям, значит, они будут приходить и платить 300–400 рублей за лекцию. Нам всегда не хватает техники, денег, людей не потому, что у нас их нет, а потому, что наш проект, наш план предполагает еще больше. Изначально мы открыли ИП с возможностью осуществлять не только образовательные, но и прочие услуги. Мы не выдаем дипломы, у нас нет академического образования, мы даем людям знания, а заодно и скрашиваем их досуг.

Итак, мы образовали юридическое лицо, засели в РГГУ в отдельном офисе и повесили анонс на «Теориях и практиках» о первом лекционном дне. Я читала лекцию про супергероев, мой муж — про зарядку для мозга, а Валерия отвечала за кинопросмотр.

Мы очень боялись, что никто не придет, но был полный аншлаг — люди сидели на подоконниках и аплодировали в конце каждой лекции. Однако этот день был бесплатным, а вот перед тем как прийти платно люди стали колебаться. Нужно было привлечь аудиторию, для которой образование в легком формате — это форма досуга.

90% нашего времени ушло на составление курса, составление бюджета, поиск лекторов. Сюда же можно включить ремонты, уборки, переезд на новое место. Сейчас центр функционирует семь дней в неделю — мы не можем позволить себе пропустить день, потому что постоянно должны окупать себя. Сначала мы вели лекции сами — рассказывали о том, что знали, затем к нам стали присоединяться преподаватели. Чтобы выступить с лекцией у нас не обязательно быть профессором, нужно просто разбираться в чем-то, уметь читать публичные лекции и делать это хорошо.

У «Пунктума» есть миссия — быть центром нового образования. Он открыт для всех. Основная аудитория центра — от 25 до 50 лет — люди работающие, которые решают провести досуг таким образом. Они хотят прийти поговорить про философию или искусство — это две самые популярные темы. Причем им интересно европейское искусство, слушать лекции по истории или искусству России люди не пойдут. Мы несколько лет «пробивали» тему русской литературы, сейчас вроде бы начали ходить…

Найти преподавателя несложно: мы размещаем анонс на job.ru или hh.ru и получаем огромное количество откликов, приходят и наши знакомые. Мы проводим собеседования с кандидатами, к нам может прийти профессор, а может прийти человек с пятого курса института, потому что люди сильно заинтересованные могут стать хорошими рассказчиками. Лектор должен помнить, что он вещает не в академической среде, но и не должен быть фамильярным.

Где мы размещаем рекламу?

— На сайте «Теории и практики»;

— на порталах Зовем.ру, АртГид, LAM, и др.;

— в оффлайновых СМИ;

— в соцсетях.

С какими проблемами мы сталкиваемся как предприниматели?

— Дефицит места, времени и ресурсов;

— постоянное решение бытовых проблем;

— сильнейшее влияние социальной ситуации в городе: если люди ушли с транспарантами на митинг, слушать про культуру они уже не придут, так же, как не придут они и в сильный мороз, и ни в какой бизнес-план это не внесешь.

Наши рекомендации начинающему куратору:

— осознайте себя в качестве медиатора;

— осознайте наличие запроса и его специфику;

— здраво оцените свои компетенции;

— предпочитайте марафон, а не спринт — будьте готовы к долгой и продолжительной работе.

Во всем, что вы делаете, нужно четко осознавать, на какой запрос вы реагируете. Деятельность, подобная нашей, потребует вложить все ваши силы, знания, весь ваш опыт. Нужно пахать и самосовершенствоваться, чтобы ваше дело развивалось.

Мы — гуманитарии, люди, которые призваны исполнять гуманитарную функцию в нашем обществе, поэтому мы создали рабочие места для себя и для других людей, которые хотят работать и приносить пользу людям, которые к нам приходят.