Живопись, как и музыка, способна передать то, что сложно выразить словами, но многие мастера изобразительного искусства пытались проявить себя и в текстах. Данте Габриель Россетти писал баллады, Пикассо — пьесы, а Кандинский объяснял читателям музыкальную метафору творчества. T&P составили подборку известных и вдохновляющих книг, написанных художниками.

«О духовном в искусстве»

Василий Кандинский

Основоположник абстракционизма Василий Кандинский, ощущая наступление в искусстве новой эпохи «великой духовности», пишет книгу-манифест абстрактной живописи «О духовном в искусстве». В ней он письменно закрепляет основные положения новаторского художественного направления и рассуждает о внутренних духовных побуждениях художника в процессе создания композиционно выверенных картин в рамках абстракционизма. Высказанные им идеи — его первые теоретические поиски в сфере нового искусства — Кандинский рисует свои первые абстрактные полотна в это же время. Художник на протяжении всей книги пытается подробно растолковать в первую очередь себе самому, и только во вторую — читателям, музыкальную метафору творчества, где «цвет — это клавиши; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль», а художник — «рука, которая приводит в вибрацию человеческую душу».

Стихи

Микеланджело Буонаротти

«Никто желанной воли не найдет / До той поры, пока не подойдет / К пределам жизни и искусства», — Микеланджело Буонаротти, один из самых выдающихся художников эпохи Ренесанса, создатель сотен скульптур, картин и фресок, подошел не только к пределам изобразительного искусства, но и к пределам искусства словесного. В последние годы своей жизни Микеланджело стал сочинять стихи, преимущественно сонеты и мадригалы (музыкально-поэтические произведения). Его стихотворения о любви к маркизе Пескара не уступают в своем изяществе знаменитому «Давиду», выточенному из мрамора, или росписи сводов Сикстинской капеллы.

«Суждения о науке и искусстве»

Леонардо да Винчи

Ученый, художник, скульптор эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, совместивший в своей жизни науку и искусство, достиг равноценных успехов в механике, естествознании, анатомии и творческом самовыражении. Человек, нарисовавший «Мону Лизу» и изобретший еще в XV веке парашют и вертолет, оставил после себя и литературное наследие — множество рукописей, на страницах которых сосуществуют наука и искусство. Науку и искусство Леонардо да Винчи воспринимает как два вечно пересекающихся способа познания мира, который не замкнут в рамках «естественного» и «гуманитарного».

Баллады и сонеты

Данте Габриэль Россетти

Художник-прерафаэлит Данте Габриэль Россетти применил свой художественный талант и на литературном поприще, написав несколько сотен стихотворений и сонетов и найдя вдохновение сначала в творчестве Эдгара Алана По, а затем в собственных возлюбленных. Женившись на поэтессе Элизабет Сиддал, Россетти сконцентрировал все свои творческие поиски на воспевании ее красоты и их любви (ей посвящена одна из главных картин художника «Блаженная Беатриса» и основная часть его поэтических текстов). После смерти жены, которая была спровоцирована туберкулезом, Росетти решает похоронить вместе с Элизабет большую часть своих стихов и поэм, существовавших в единственном экземпляре. Спустя несколько лет он был вынужден просить эксгумации ради спасения своих литературных произведений. Спасенные из-под земли тексты в дальнейшем были опубликованы отдельным сборником, основными темами которого стало восхваление любви, идеалов эпохи романтизма, красоты жизни и ценности чистейшей поэзии.

«Четыре маленькие девочки» и «Желание, пойманное за хвост»

Пабло Пикассо

Драматургические поиски основоположника кубизма Пабло Пикассо были вдохновлены его работой над декорациями и костюмами к сюрреалистическим спектаклям. Решив попробовать себя не только в роли художника и декоратора, Пикассо в 1940-х годах пишет две абсурдистские пьесы — «Желание, пойманное за хвост» и «Четыре маленькие девочки». По сути его произведения — это дань кубизму, словесный кубизм. Смысл (в привычном его понимании) в репликах весьма своеобразных персонажей совершенно отсутствует, ровно так же как и отсутствует однозначный сюжет. В одной пьесе Лук, Ватрушка, Тишина, Занавески и другие странные герои фантазируют на библейские темы, а в другой пьесе четыре девочки перепридумывают мир заново. Каждая реплика в драматургии художника — поток ассоциаций, которые, объединяясь, создают новый театр имени Пабло Пикассо, театр анархии, где между действиями нет связи, но есть что-то, что приковывает внимание точно так же, как это делают кубические портреты его же авторства.

«Дневник одного гения»

Сальвадор Дали

Книга, призванная доказать, что «повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти, простуды, его жизнь и его смерть в корне отличаются от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого», — так Сальвадор Дали характеризует «Дневник гения», ставший логическим продолжением его первой книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Посвященный бессменной музе Дали — Гале (Елене Дьяконовой), дневник представляет собой сборник разрозненных мыслей, анекдотов и историй из жизни художника, и непреднамеренно, но вполне закономерно становится бумажным отражением сюрреалистического творчества испанского живописца. Сюрреализм в дневнике раскрывается не только как художественное течение, но и как способ мышления и подход к жизни, подразумевающий эпатажный вызов по отношению ко всему привычному и будничному.

«Моя жизнь»

Марк Шагал

«Писал эти страницы, как красками по холсту. Если бы на моих картинах был кармашек, я бы положил их туда», — автобиография Марка Шагала, витебского художника еврейского происхождения, «Моя жизнь» рассказывает о взрослении Шагала и о его становлении как художника. Жанр книги, как его определил сам художник: «роман моей жизни», в котором передается «вся щемящая любовь», которую Марк Шагал питает ко всем людям на свете. Подробно рассказывая о поиске своего личного пути в сфере живописи, о своих попытках создавать иначе, писать другими цветами и видеть другими цветами, о неприятии творчества его первыми учителями и зрителями, он вводит читателя в круг своей семьи, в мир своих сердечных переживаний и в мир своего искусства.

«Далекое близкое»

Илья Репин

В мемуарах Ильи Репина под редакцией Корнея Чуковского собраны его воспоминания о жизни, об обучении в Академии художеств, его эстетические воззрения на искусство и критические оценки творчества современных ему художников (Ге, Крамской, Куинджи). Сверхзадачей Репина, как и в литературных, так и в художественных произведениях, становится провозглашение «трех великих идей»: истины, добра и красоты. Проповедуя вечные ценности, Репин попутно осмысляет и собственные «пробы кисти», рассказывая о своем понимании ключевых вопросов творчества и о кропотливом процессе создания картин (например, знаменитой «Бурлаки на Волге»).

«Ноа Ноа» и «Прежде и потом»

Поль Гоген

Поль Гоген, считающий современную ему цивилизацию болезнью, находит долгожданный приют и уединение на островах Океании, где, помимо сотни полотен, пишет и литературные произведения — идиллическую поэму в прозе «Ноа Ноа» (что на таитянском означает «благоухать») и мемуары и дневниковые записи «Прежде и потом». Свободная и простая жизнь среди местных жителей дарит художнику новый взгляд на действительность, на которую он теперь взирает с позиции жителя райского острова. «Рисовать искренне значит не лгать самому себе», — видимо, писать искренне для Гогена означает то же самое. Составленные из разрозненных кусков заметки Гогена об искусстве и жизни, о туземцах и других художниках учат любить простые вещи и находить вдохновение в обыденном.

«Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот)»

Энди Уорхол

Автобиография основоположника поп-арта и культового персонажа современного искусства — Энди Уорхола — монолог автора о своей жизни, о понимании искусства, о работе его рекламной студии и о действительности Америки 60-х. На бумаге он записывает все свои самые необычные и самые обычные мысли: о супермаркетах как вершине искусства ХХ века, о прыщах, любви, Кока-коле, о красоте Макдональдса, о том, как смотреть в глаза девушки, об экономике и серебряной краске для волос. Книга построена как условный диалог автора, обозначаемого буквой А, с воображаемым собеседником, обозначаемым буквой Б, и подкупает интимностью тона и непосредственностью Уорхола, готового раскрыть свои секреты перед читателем.

«Пространство Эвклида»

Кузьма Петров-Водкин

Повесть Петрова-Водкина — это яркий рассказ художника о своих первых шагах в живописи под руководством учителя-иконописца и о развитии самобытного взгляда на жизнь и на вопросы искусства. Причудливый, простой и даже разговорный язык Петрова-Водкина только помогает ему свободно и нетипично рассуждать о мужском и женском начале, о характерах людей, эпохе и искусстве. Свою повесть он в первую очередь старается сделать увлекательной, так как исповедует негласную доктрину: «Все искусства хороши, кроме скучного».

«Письма к брату Тео» и «Письма к друзьям»

Винсент Ван Гог

Непризнанный при жизни, но достигший колоссальной известности после смерти голландский художник Винсент Ван Гог в течение всей своей жизни вел переписку с самыми близкими ему людьми — братом Тео и друзьями и коллегами (Полем Гогеном, Антоном Раппардом, Эмилием Бернаром). В своих письмах, пытаясь преодолеть вечно преследующую его неуверенность в себе, он пишет о своей внутренней и внешней работе, о том, какой труд и какие мысли стоят за каждой его картиной. Книга и словесное творчество для Ван Гога — это «совесть, разум и искусство», которые помогают ему вступать в диалог с внешним миром и фиксировать процесс своей работы над собой и картинами.

«Черный квадрат»

Казимир Малевич

Словесный манифест Казимира Малевича «Черный квадрат» — новое слово в литературном искусстве, сходное с известной одноименной картиной художника в искусстве изобразительном. В его книге теоретически обосновывается фигуративная живопись, пропагандируется обновление реальности и ее восприятия — утверждается «новый живописный реализм», получивший название супрематизм. Тексты Малевича — это ключ к пониманию супрематизма, к принятию иного мира, «нового, беспредметного, чистого мира искусства».

«Шамбала. Сердце Азии»

Николай Рерих

Николай Рерих оставил массу записок о своих путешествиях в страны Центральной Азии. Книга «Шамбала. Сердце Азии» — своеобразный итог пятилетней экспедиции Рериха по Индии, Китаю, Тибету и другим близлежащим странам. В книге суммируется и философски осмысляется опыт жизни и работы на Востоке и подробно рассказывается о загадочной мифической стране — Шамбале, «самом священном слове» и «краеугольном понятии Азии». Рассуждая о поисках святой Шамбалы, Рерих попутно пишет и об экзотических пейзажах стран Востока, об особенностях местного населения и путях развития цивилизации и о противостоянии Запада и Востока.