Из развлечения для продвинутых edutainment становится привычным явлением: сегодня мало кого удивишь решением провести пятничный вечер на лекции или мастер-классе. Соорганизатор Creative Mornings Moscow и PechaKucha Moscow Дмитрий Абрамов рассказал о том, как новые образовательные форматы меняют городскую среду и объяснил, с чего стоит начать тем, кто хочет организовать свое событие. T&P публикуют основные тезисы лекции.

32% россиян уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Эта прекрасная цифра возникла в 2011 году, когда ВЦИОМ в преддверии Дня науки провел всероссийский опрос. Я размышлял над этой ситуацией и понял, что проблема не только в людях и в том, что они мало знают, но и в отсутствии запроса на любознательность. То, что мы учим в школе, часто забывается. Чтобы этого не происходило, нужна определенная среда, в которой люди читают книжки, ведут умные разговоры, слушают экспертов и т.д. В Москве и Питере с этим еще неплохо, а вот в провинции ситуация намного хуже.

Чтобы изменить эту тенденцию, надо знать, что уже придумано в мире. Например, вы наверняка знаете про конференции TED. Но и помимо TED за рубежом существуют богатые традиции популяризации и распространения знаний. Тот же TED хорошо это иллюстрирует — вы слушаете лекцию профессора MIT или Стэнфорда, и вам хочется слушать его бесконечно, общаться с ним, купить все его книжки и вообще, чтобы он вас усыновил. Представьте подобную ситуацию в России — чтобы русский профессор, актуальный ученый, вызывал такие эмоции. Это трудно вообразить, потому что у нас, к сожалению, пока нет такой культуры выступлений — немногие исключения лишь подтверждают общую тенденцию. Но это постепенно меняется — благодаря тому, что в России распространяется edutainment.

«Теории и практики» появились в 2009 году. Это один из немногих самобытных проектов в Рунете, который не был калькой с Запада и возник естественным образом. Когда этот проект появился, он был очень модненьким — когда Аскар Рамазанов с Даниилом Перушевым попали на обложку «Афиши» и хипстеры повалили на лекции. Но T&P не только попали в тренд и в некотором смысле его оформили, но и сумели трансформироваться в стабильное, легитимное социальное явление. Если раньше ты кому-то говорил, что вечером пойдешь не в кино, а на лекцию, на тебя смотрели как на придурка. А сейчас этим никого не удивишь. Получается, эта мода расширилась и релевантность аудитории, которая приходит на те или иные события, увеличивается. Теперь на лекцию физика попадают люди, которые реально разбираются в предмете, а не просто могут поделать там селфи. Осмысленность событий растет.

В России есть и другие, международные, познавательно-развлекательные форматы, и к некоторым из них я имею отношение. Формат PechaKucha — гибрид вечеринки и презентации — появился в Токио в 2003 году силами австрийских дизайнеров и архитекторов. Они поняли, что слушать долгие презентации невыносимо скучно и решили делать так: у спикера есть 20 слайдов и на каждый слайд дается по 20 секунд. Получается, выступление длится 6 минут 40 секунд, потом включается обратный отсчет и остается столько же времени на вопросы и ответы. В сумме получается не более 15 минут, но благодаря количеству слайдов презентация получается насыщенной и информативной. На одной вечеринке могут выступать люди с разными темами.

В 2009 году люди, которых я на тот момент еще не знал, решили организовать подобный проект в Москве. Московская ПечаКуча существует больше 4 лет, за это время мы сделали больше 25 самостоятельных вечеринок. На сайтах таких международных проектов есть вкладка — «Как это сделать в моем городе?». Там можно получить подробную инструкцию: вы заполняете анкету, объясняете, каких спикеров будете приглашать и какие площадки хотите использовать. Если все в порядке, вам дают пароль, и вы можете официально зарегистрироваться как организатор формата в своем городе.

Creative Mornings — тоже бесплатный и некоммерческий проект, который появился в Нью-Йорке. Его придумала дизайнер Тина Рот Айзенберг когда поняла, что творческие люди мало встречаются и знакомятся, потому что нечасто возникает повод и мотивация пообщаться с профессионалами из своей сферы. Эти встречи проходят рано утром, на каждой встрече раскрывается одна тема, выступают 1–2 спикера и выступление длится в среднем полчаса. Недавно в Москве прошла седьмая лекция Creative Mornings — выступал преподаватель Британской школы дизайна Дмитрий Карпов.

Есть еще один формат про молодых ученых — Science Slam, его придумали в Германии. В чистом виде, по лицензии, у нас его начали делать в Питере. Для меня стало откровением, что на питерском Science Slam был полный зал, при том что билеты были платными. Второй слэм собрал еще больше людей. Я понял, что это не случайный успех, что люди правильно выбрали формат. Теперь они начали развивать его в России, консультируя ребят из других городов.

Любопытно, что такой интересный формат, как TedX у нас не приживается, несмотря на то, что TED — самый сильный бренд из всех существующих и проще всего использовать именно этот формат. Возможно, проблема в высоком уровне бренда, которому нужно соответствовать. Тяжеловато сделать качественное мероприятие бесплатно, на голом энтузиазме, нужно искать спонсоров.

Есть еще одно явление, о котором я тоже решил рассказать — встречи курсериан в Москве. Однажды организаторы Coursera заметили, что люди в разных городах собираются, чтобы обсуждать свой курс. Главный бич digital education в том, что люди редко проходят курс до конца. На Курсере считается хорошим результатом, если около 8% записавшихся пройдет курс целиком. Но если студенты собираются в оффлайне, процент успешных финалистов повышается. Это неудивительно, потому что образование — очень социальное явление. В Москве тоже появились учебные центры — при помощи ребят из Digital October. Они выбрали на Курсере несколько интересных курсов, стартующих в обозримом будущем, и подобрали хороших кураторов. Москвичи, записавшиеся на определенный курс, собирались два раза в неделю и обсуждали свои успехи.

Но русские люди изобретательны и придумывают собственные форматы. Например, «Тотальный диктант» — новосибирское изобретение, или «Открой рот» — чемпионат России по чтению вслух. Существует «Курилка Гутенберга» — там пересказывают non-fiction. Еще одно любопытное явление — Earlydays. Сейчас интернет позволяет нам учиться у экспертов топового уровня, и Юрий Лифшиц (стартапер, сооснователь крупнейшего в Петербурге коворкинг-центра «Зона действия» — прим. редакции) придумал формат — совместно с лучшими экспертами они создают курсы, записывают их и находят в других городах кураторов для учебных центров. Получается, ты дома смотришь лекции, а потом приходишь в центр и делаешь домашнее задание.

Теперь позволю себе немного помечтать. Я рассказывал о больших форматах, но ведь можно делать и что-то совсем маленькое и свое. Например, вы собираете друзей или друзей друзей и учите их тому, что хорошо умеете. Или вы чем-то интересуетесь, много про это читаете и пытаетесь разобраться, и можете найти единомышленников. Сервис Exchang.es позволяет не только ходить на лекции и круглые столы, но и организовывать их самостоятельно. Не нужно этого стесняться — ведь многие думают: «а кто я такой, почему люди придут меня слушать?» Но часто оказывается, что если ты хоть что-то сделал, это уже любопытный материал для трансляции.

Конечно, сейчас большинство мероприятий происходит в центре. Но если делать маленькие приятные события в своих районах, картина может поменяться. Так можно быстро прокачать небольшой город: представьте, начинает появляться афиша, симпатичные люди собираются и что-то делают вместе, пресса начинает об этом писать и т.д. Это может оказаться временным явлением, но хуже от этого не станет. Организовывая такие проекты, вы делаете город лучше, находите новых героев и создаете новые площадки. И меняетесь к лучшему сами — у вас появляется опыт, навыки, новое видение и возможности.


Как создать свое событие


Команда


Соберите команду единомышленников в составе 3–4 человек. Идеальный состав может быть таким:

Человек с контактами в СМИ. Он обеспечит все, что связано с рекламой мероприятия.

Человек с контактами в event-индустрии. Он поможет быстрее найти площадку.

Человек «рукастый» — тот, который может заниматься дизайном, фотографией и видео. И сможет починить технику, если что-то пойдет не так.


Концепция


Cоберитесь и придумайте концепцию. Важно сформулировать ответы на следующие вопросы:

1) Кто ваши герои (участники, спикеры, выступающие)?

2) Какие потенциальные площадки для проведения вашего мероприятия есть в городе? (Кафе, бары, площадки на открытом воздухе, университеты, частные помещения, библиотеки).

3) Кто ваши партнеры? (Информационные, бартерные и коммерческие).


Площадка и лицензии


Нужно получить разрешение на проведение мероприятия от площадки и партнеров (или владельцев формата, если вы запускаете проект, который уже существует в других городах). Будет проще, если вы придете на встречу с готовой концепцией и планом.


Подготовка


Важно помнить про подводные камни: франшизу и право на формат, если вы запускаете в городе уже существующий проект. Также нужно обеспечить визуальные материалы: афиши, фото с репетиций, изображение площадки, видеоролик-анонс и другие. Сделанные красиво, они повысят интерес к мероприятию и привлекут аудиторию. Подумайте о регистрации на мероприятие. Она необязательна, но пригодится, чтобы определить примерное количество гостей.


Пиар и SMM


Заведите аккаунт на сайте Exchang.es и создайте свое событие. Заведите аккаунты во всех социальных сетях, чтобы аудитория могла следить за вами через разные каналы коммуникации. После этого можно начинать анонсирование мероприятия через СМИ и соцсети. Можно использовать пресс-релиз, но в том случае, если он составлен грамотно, интересно и с приложенными визуальными материалами.


Проверка площадки


Необходимо заранее приехать перед мероприятием и проконтролировать еду и напитки, свет, оборудование, камеру, микрофоны, наличие запасных ресурсов в виде батареек, бумаги, ручек и прочих материалов. За полчаса до начала все должно быть готово. Как показывает практика, никогда не получается сделать все идеально, и вы все равно будете что-то настраивать в последний момент. На входе стоит поставить человека, который проведет зрителей на площадку и ответит на все вопросы.


Пострелиз, фидбек и рефлексия


Соберите пост-релиз из фотографий, видео и комментариев — они помогут произвести приятное впечатление на читателей в соцсетях и СМИ и промотивируют их на посещение следующего события. Имеет смысл собрать отзывы посетителей — это поможет сделать следующее мероприятие лучше. И, наконец, надо провести пост-собрание команды, чтобы обговорить ошибки и поделиться впечатлениями.

Полную версию инструкции Дмитрия Абрамова можно прочесть на сайте vladivostok3000.ru