Бишкекская Школа теории и активизма ШТАБ выпустила альманах, составленный по итогам деятельности институции за 2012–2014 годы. В издании принимают участие теоретики, поэты, публицисты, художники из Кыргызстана, Казахстана, Беларуси и России.

Перекраивая линейную хронологию, альманах включает в себя три раздела: «Практикум воображения» — художественная футурология, где нашли отражение темы образовательной программы ШТАБа и программы резиденций; Future-in-the-Past — культурологические штудии советских утопических проектов и интенций в Центральной Азии и не только; «Центральная Азия: антропология позднего капитализма» — актуальная социальная критика и аналитика.

Георгий Мамедов

куратор платформы ШТАБ

Художественно-теоретический альманах «Вернуть будущее» — первое многостраничное бумажное издание ШТАБа, авторами которого выступили ученые, независимые исследователи, художники, поэты и публицисты из Кыргызстана, Казахстана, Беларуси и России. Редакторы-составители альманаха — художественные руководители ШТАБа Георгий Мамедов и Оксана Шаталова. Издание включает академические и публицистические статьи, поэтические тексты, графические и фотопроекты, представляющие левый критический взгляд на исторические и актуальные социальные явления внутри и вокруг Центральной Азии. Альманах состоит из трех разделов. Первый — «Практикум воображения» — представляет художественную футурологию, в которой нашли отражение темы одноименного семинара образовательной программы ШТАБа в 2013 году. Задача «Практикума воображения» — форсировать утопическое сознание, отсутствие которого — одна из наиболее ярких характеристик актуальной критической мысли Центральной Азии. Второй раздел — «Future-in-the-Past» («Будущее в прошедшем») — включает культурологический анализ советских утопических интенций в Центральной Азии и не только. Мы не стали однозначно оценивать эти советские проекты как «не/недореализованные», а предлагаем альтернативный взгляд, рассматривающий ряд явлений и концепций советской истории как своеобразные «заявки на будущее». В число подобных «заявок» мы включили легендарный фрунзенский кооператив «Интергельпо», монументальное искусство 60–80-х гг., проект эмансипации женщин «Худжум» 20–30-х гг., а также художественные эксперименты периода советской культурной революции.

Третий блок — «Центральная Азия: антропология позднего капитализма» — включает осмысление наиболее актуальных для настоящей исторической ситуации социальных феноменов: трудовой миграции, деградации социальной защиты и реакции на эти процессы, выраженной в усилении патриархальных и традиционалистских ценностей и практик в центральноазиатских обществах. Подробно рассматриваются новые классовые отношения внутри постсоветских обществ Центральной Азии, включая такие явления, как многообещающий «креативный класс» и социальные границы, прочерчиваемые внутри городского пространства, — феномен бишкекских «новостроек».

Избранные материалы номера

Георгий Мамедов, Оксана Шаталова

Искусство в массы: художественные практики культурной революции 1920–1930-х годов в Центральной Азии

Текст представляет собой попытку критической ревизии советского опыта через рассмотрение среднеазиатского искусства 20–30-х гг., периода, известного в историографии как «культурная революция».

Оксана Шаталова

МетаФизика формы

В статье детально анализируется позднесоветский утопический феномен — монументальное искусство 1960–1980-х гг., неразрывно связанное с проектом строительства массового индустриального жилья.

Татьяна Щурко

«Худжум»: женская эмансипация в период ранних советских «экспериментов» в Советской Киргизии (1918–1930 гг.)

Текст посвящен временному отрезку 1920-х годов, когда происходило становление советской власти и были заложены основы эмансипации женщин, что придает этому периоду особое значение.

Наталья Андрианова

«Интергельпо» — ностальгический оптимизм

В статье рассматривается деятельность чехословацкого промыслового кооператива «Интергельпо» (1925–43 гг.) как попытки радикальной модернизации и постройки нового справедливого общества в Советской Киргизии.