Лондонский Институт современного искусства (ICA) был основан в 1946 году и в настоящий момент располагается рядом с Трафальгарской площадью, оставаясь одной из наиболее важных некоммерческих галерей. Кроме проведения выставок институт функционирует как кинотеатр и образовательный центр. Проект T&P «Границы искусства» выбрал шесть лекций, дискуссий и круглых столов ICA, доступных в сети.

Дискуссия после показа фильмов Хито Штейерль

Презентация философа, феминистки и активной участницы протестного движения 2011 года Нины Пауэр посвящена «радикальной политической честности» фильмов и текстов художницы Хито Штейерль, а также своему собственному исследованию социальной онтологии субъекта. Согласно Пауэр, риторика, поддерживающая приватизацию и культ индивидуализма, производит две общественные группы, обе из которых называются «публика». С одной стороны, статичная, немая, шокированная публика, обладающая частной собственностью и привилегиями, с другой — активная, подавляемая публика уличного протеста, отстаивающая общественное пространство и сферу услуг. При этом вторая публика под предлогом поддержания «общественного порядка» подлежит наказанию ради защиты первой, мифической публики. Штейерль указывает, что этот парадокс напоминает контраст между статикой исторического времени последнего десятилетия и небывалым ускорением технологического развития, произошедшего в этот период.

Дискуссия Дидриха Дидерихсена и Джона Робертса «Прибавочное желание»

Дискуссия критика культуры Дидриха Дидерихсена и философа и искусствоведа Джона Робертса, модерируемая писательницей Марией Фуско, была приурочена к выставке художницы Ханны Саутелл. Робертс обращается к проблеме жизни образов в эпоху позднего капитализма, которую теоретики характеризуют через понятия «воспроизводства несимволического» (Флюссер) и «угасания аффекта» (Джемисон). В отличие от модернистской живописи или социальной документалистики, которые производили bildung, то есть ситуации критического самообразования, современное искусство претерпевает кризис восприятия изображений, а производство публики становится возможным лишь как часть самой художественной практики (например, в случае эстетики отношений). Дидерихсен обращает внимание на интерес к объектам в современной критике и философии и рассуждает о том, как фиксацию процесса труда художника в объекте начинают заменять контракты, заключаемые между художником и коллекционером. Расширение художественной сцены знаменует собой изменение в форме художественного труда, где существенную роль играют присутствие в нужное время в нужном месте и внешний вид, в то время как различия между работой и воспроизводством становится все сложнее установить.

Лекция Грэма Хармана «Объекты и искусство»

Грэм Харман, представитель течения в философии, получившего название «спекулятивный реализм», в своем пятидесятиминутном выступлении излагает основные положения своей критики западной философской традиции. Вся история мысли и науки, согласно Харману, старается тем или иным способом избавиться от объекта. Она либо преуменьшает его статус в отношении к образующей его материи, либо утверждает, что за объектами не существует никакой скрытой субстанции. Однако, согласно объектно-ориентированной философии, непознаваемая вещь в себе преследует не только людей, но и сами объекты, которые также не могут иметь между собой прямого контакта. Искусство оказывается наиболее подходящей сферой для философской рефлексии. В отличие от других предметов объект искусства нельзя рассматривать исключительно в терминах его последствий (как он влияет на другие объекты), ни как структуру (химический состав картины), так как он обладает глубиной. Искусство не может быть сведено к политическим, экономическим или социальным детерминациям, а также не может быть исчерпано формалистическим анализом, оно сохраняет свою «прочность» вне зависимости от исторического контекста.

Презентация книги Хэла Фостера «Художественно-архитектурный комплекс»

Критик круга журнала October Хэл Фостер в своей книге «Художественно-архитектурный комплекс» рассматривает взаимосвязь искусства и архитектуры. Согласно Фостеру, современные формы искусства — скульптура, фильм, живопись — стремятся к спациализации и созданию эффекта «пространственного возвышенного», в то время как архитектура имеет тенденцию уподобляться изображению, становиться культовым образом. Многие современные архитектуры заимствуют лишь внешние модернистские ценности, такие как акцент на материальности, видимость структуры и рациональность, превращая их в пластический жест, в то время как на самом деле производимый ими эффект тождественен «дематериализации» зрителя и своеобразной форме идеологической мистификации. Таким же образом, архитектура, склонная к прозрачности, на самом деле не рефлексирует условия жизни, свою собственную конструкцию и отношения внутреннего и внешнего, но производит лишь помрачение.

Лекция Рут Блэкселл «От визуального к текстуальному: типографика как концептуальное искусство»

Работы художников-концептуалистов часто принимают языковую форму, будь то конкретная поэзия, определения, заимствованные из словаря, инструкции или системы перекрестных ссылок. С закатом популярности идей критика Клемента Гринберга в 1960-х происходит отход от позиции пассивного смотрящего зрителя в сторону активного субъекта, участвующего как в физическом, так и в концептуальном процессе создания работы. Сама работа становится мобильной и распространяется не только в физическом пространстве галереи, но и пространстве теоретического и критического комментария. В своей лекции профессор Рут Блексел рассматривает эти изменения в контексте перехода от «смотрения» к «чтению» в художественных практиках 60-х и 70-х, подробно анализируя типографические работы Вито Аккончи, Джозефа Кошута, Роберта Смитсона, Дэна Грэма и группы «Искусство и язык».

Круглый стол «Эстетика постинтернета»

Переход от интернет-искусства к постинтернет-искусству, если согласиться с критиком Карен Арчли, происходит примерно в 2009 году после выставки AFK Sculpture Park (Away From Keyboard), которая показала, что художники, создавшие работы для интернета, начинают выходить в оффлайн-пространство. В рамках дискуссии художник Харм ван ден Дорпел, сокуратор галереи Arcadia Missa Рожа Фаркас, куратор дигитального искусства галереи «Серпантин» Бен Викерс и соредактор журнала Mute Джозефин Слэтер обсудили проблемы, связанные особенностями постинтернет-искусства, его отношение к другим формам художественного производства, а также новую терминологию, включая такие понятия, как «трансинтернет-искусство», «дигитальный дуализм» или «стэктивизм».