11 апреля в Центральном доме журналиста пройдет семинар Уильяма Индика, посвященный психологии кино и работе сценаристов с архетипами, использованию различных психологических теорий для анализа сюжетных линий и поведения героев кино. Ведущий рассказал T&P, что собирается использовать уникальную возможность — познакомиться и исследовать иной, нежели американский, способ восприятия кино и объяснил, почему мы погружаемся в изменения прежде, чем успеваем их осознать.

Уильям Индик

Автор бестселлера «Психология для сценаристов», доктор психологических наук Корнельского университета, профессор философии Даулинг-колледжа, Нью-Йорк.

В последнее время изучение архетипов и мифов становится все более актуальным, это связано с большой популярностью фантастических фильмов в современном кинематографе. Для того чтобы высокобюджетный голливудский фильм можно было назвать успешным, почти половина сборов от его проката должна приходиться на другие страны, что означает, что фильму нужно найти отклик среди зрителей по всему миру. Таким образом, всеобщее признание фильму могут обеспечить только те образы героев и только те сюжетные линии, которые созданы на основе мифов и архетипов, существующих в каждой культуре с доисторических времен.

В ходе семинара я буду использовать большое количество примеров из известных фильмов и мультфильмов, содержащих важнейшие архетипы и сюжетные линии, в том числе: «Звездные войны», «Властелин Колец», «Гарри Поттер», «Человек-паук», «Супермен», «Эрин Брокович», «Большой Лебовски», «Заводной апельсин», а также мультфильмы Диснея «Золушка», «Белоснежка», «Мулан», «Красавица и Чудовище», «Пиноккио».

Также мы обязательно рассмотрим идеи Фрейда о мотивации — почему зачастую мы не понимаем, что делаем, и как это понимание можно применить к созданию интересных персонажей. Отдельное внимание будет уделено архетипам Юнга, принципам их действия, источникам возникновения и тому, как они отображаются в кино. Также я проанализирую особенности модели путешествия Героя в структуре истории, основанной на работе Джозефа Кэмпбелла, с тем, чтобы показать фундаментальную взаимосвязь между героем и сюжетом и необходимость их совместного развития для создания увлекательной истории, наполненной смыслом. Еще участники узнают, как теории других известных психологов (Отто Ранка, Альфреда Адлера и Ролло Мэя) могут использоваться при создании сценариев и кино в целом. Кроме этого, мы подробно разберем и обсудим такие киножанры, как вестерн, фантастический фильм и фильм в жанре фэнтези.

Современный кинематограф — весьма сложная тема. Пока одни голливудские фильмы, имея огромные бюджеты, нацелены на получение признания широких масс, небольшие независимые производственные компании используют цифровые технологии, позволяющие относительно недорого создавать фильмы, которые отличаются уникальными и своеобразными героями и сюжетами. Принимая во внимание тот факт, что цифровые технологии изменяют форму и содержание СМИ со скоростью света, их будущее представляется туманным, поскольку мы погружаемся в эти изменения прежде, чем успеваем их осознать. Иметь возможность поразмышлять на тему кино и СМИ — пожалуй, лучший способ предвосхитить будущее».

Подробная программа семинара.