Стажировка за границей — хороший способ расширить кругозор, освоить полезные навыки и обрести новую уверенность в себе. Волонтеры программы AIESEC Global Citizen участвуют в социальных проектах и обмениваются идеями со сверстниками из других стран. Участники программы рассказали T&P о своих впечатлениях, приятных неожиданностях, культурных контрастах и самых важных вещах, которым они научились в поездках.

Лика Андреева, 20 лет

— Первые 10 дней стажировки я провела в Пекине, где ребята из местного локального комитета проводили для всех стажеров семинары о жизни в Китае и специфике работы с китайскими детьми. За это время мы успели и отдохнуть, и посмотреть все основные достопримечательности Пекина.

А потом я на 5 недель уехала в провинцию Сычуань, где работала в школе с детьми 12–15 лет. Всего нас было 15 стажеров из 10 стран мира, и каждый работал по две недели в двух школах. У каждого был свой класс и студент-помощник из Китая. Мы преподавали английский, а также проводили кучу разных мероприятий с детьми — проводили семинары о культуре своей страны, спортивные мероприятия, походы, игры и т.д. Одной из сложностей было общение с детьми, которые не знают английского языка.

Мы жили в школе, в которой и работали, питались в школьной столовой. Я так привыкла есть палочками (других вариантов не было), что до сих пор их использую, спустя 2 года. Работали мы около 5 часов в день: утром 2 часа и после обеда 3 часа. Кроме меня там были ребята из Китая, Тайваня, Малайзии, Индонезии, Гонконга, России, Украины, Голландии, Англии, Польши и Италии. За время стажировки эти люди стали мне родными, со многими я поддерживаю связь до сих пор. Мы жили вместе и вместе проводили все рабочее и свободное время. В деревнях не было каких-либо развлекательных заведений, поэтому нашим главным развлечением было общение — и друг с другом, и с местным населением.

С детьми мы тоже нашли общий язык, несмотря на языковой барьер и разницу в возрасте. Я поняла, что им нужно не столько изучение английского языка, сколько общение с иностранцами, которых они никогда до этого даже не видели. Они рассказывали о своей жизни, делились своими планами на будущее. Мы, в свою очередь, давали им понять, что мир не ограничивается одной деревней, и что они должны думать о будущем и идти к своей мечте. Это было интересно. И это помогло мне в какой-то степени определиться, чем я хочу заниматься по жизни.

Как известно, в провинции Сычуань в 2008 году было сильнейшее землетрясение, поэтому много домов вокруг до сих пор не были восстановлены. Как только приезжаешь из Пекина в бедную провинцию, сразу замечаешь социальное неравенство и неразвитость китайских деревень. И люди там другие — они живут по старым обычаям и традициям. Я изначально выбрала Китай, так как хотела погрузиться в культуру и реальную жизнь людей, а не просто посмотреть достопримечательности. И мне это удалось в полной мере.

Конечно, я знала, что у китайцев другой менталитет, обычаи и уклад жизни, но ко многим сюрпризам все-таки была не готова. Например:

1) Китайцы даже в центре Пекина (34-миллионного города) удивлялись и радовались иностранцам, просили сфотографироваться и т.д.

2) Необычная еда. Я не сталкивалась с насекомыми и другой экзотикой, которую, как я слышала, употребляют в Китае, однако гороховое мороженое, например, тоже повергло меня в легкий шок.

3) Люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Если ты потерялся в Китае, то достаточно спросить у любого человека помощи. Даже если он не знает дорогу, то остановит всю улицу, спросит у всех, но обязательно тебе поможет.

Каждый день я узнавала что-то новое об этой интересной стране. При общении со своими учениками в провинции я узнала, что в школе мальчикам и девочкам запрещают встречаться, влюбляться и т.д. (могут даже выгнать из школы, если узнают, что кто-то это делает). Связано это с тем, что в Китае большая конкуренция на места в университетах. Поэтому в школе они много учатся, а отношения заводят только в университете. Это тоже стало для меня открытием.

Андрей Перевалов, 20 лет

— На самом деле, сначала хотел поехать в какую-нибудь средиземноморскую страну. Но немного подумав, взвесив все «за» и «против», решил, что Индия будет для меня идеальным местом. Что именно в этой стране я могу пройти через вызовы и испытания, которые помогут мне по-максимуму развить себя и раскрыть свой потенциал. Честно говоря, у меня были неправильные ожидания по поводу Индии: многие думают, что там на улицах грязно, что люди агрессивные и т.д. Но все переменилось, когда я приехал.

В первые два дня у меня был очень сильный культурный шок — все было так необычно. Духота, непонятные люди, специфический акцент индусов, острая пища, сумасшедшая езда водителей. В плане адаптации нам очень помогали ребята из филиала AIESEC в Джайпуре.

Мой самый любимый момент стажировки — когда AIESEC Jaipur устроил для всех своих стажеров конференцию (стажеров было около 150 из 30 стран). Мероприятие проходило 3 дня, и каждый день был поистине незабываем. Когда ты видишь людей со схожим мышлением и целями, которые хотят что-то сделать полезное для общества — это очень сильно меняет подход к жизни.

Индусы — очень открытые и счастливые люди. Даже бедняк, у которого нет жилья и семьи, излучает добро и счастье. Можно спокойно подойти к любому человеку на улице и поговорить о чем угодно. Если тебе нужна помощь — например, ты не знаешь, где находится кинотеатр с фильмами на английском — к тебе подойдут 10 человек, и каждый будет пытаться помочь тебе. И еще по Индии можно спокойно путешествовать автостопом.

Наш проект включал в себя проведение тренингов по лидерству, менеджменту и предпринимательству в местных университетах. Перед этим нам нужно было посетить два университета, чтобы посмотреть, как устроено образование в Индии. В отличие от России здесь нет скучных лекций, нет рутинного обучения — все занятия направлены на развитие практических навыков студентов. Разбор кейсов, работа в группах, практические упражнения, проведение презентаций очень быстро развивают студентов.

Эта стажировка дала мне очень много. В первую очередь это сильно поменяло мое мышление и видение жизни, я стал более открытым, более общительным, открыл себя, завел друзей со всего мира, поучаствовал в международном проекте и просто стал наслаждаться жизнью.

Андрей Пшеничный, 26 лет

— Проект, в котором я работал вместе с еще 15 волонтерами из разных стран, назывался «Women in the world» и был посвящен правам женщин в Индонезии. В этой стране сейчас очень сильно трансформируются институт семьи и роль женщины в обществе. Нашей же задачей было рассказать школьникам и студентам про взаимоотношения в семье в наших странах. Для большинства школьников мы открывали новый мир. Например, во многих странах считается нормальным, если мужчина придет на родительское собрание в школу, для детей же это событие стало самой обсуждаемой новостью недели. Большую часть времени мы проводили с детьми в местных школах. Наша команда ездила в четыре разные школы каждый день — по два часа работы в каждой.

В каждой школе первые несколько занятий мы посвящали рассказам о своих станах. С этим связано одно из моих самых ярких впечатлений стажировки. Перед поездкой я купил почтовые открытки с видами Москвы, Санкт-Петербурга, подготовил презентацию с фотографиями природы России, видео с русскими народными танцами и музыкой. В первый день мне предстояло рассказать о своей стране ребятам 14–15 лет. Урок я начал с вопроса «Что вы знаете о России?». Ответ меня сильно обескуражил — они смогли вспомнить только два имени: Аршавин и Путин. После урока я оставил открытки ученикам на память, и в течение всей стажировки ребята подходили и говорили мне, что они обязательно поедут в Россию, когда вырастут. Я почувствовал себя представителем своей страны и впервые понял, как сильно я ее люблю.

На второй день мы приехали всей командой уже в другую школу — 15 человек из разных стран (Индия, Япония, Бразилия, Китай, Вьетнам, Польша, США, Корея и т.д.). Никогда не забуду, как эта пестрая команда иностранцев вошла в школу и какой переполох там вызвала. Как оказалось, до этого дня в школе практически не бывали иностранцы. За более чем 40 дней работы в школе мы учили детей английскому, рассказывали о культуре своих стран, выясняли интересные детали о жизни семей по всему миру, готовились вместе к большим школьным праздникам (например, Mother Day) — все это открывало целый новый мир не только для детей, но часто и для стажеров.

Самым большим вызовом и одновременно уроком в моей стажировке была работа в международной команде. До поездки в Индонезию я всегда думал, что я могу спокойно работать с любым человеком, какой бы у него ни был характер, стиль работы, привычки. Дело в том, что только половину всего рабочего времени мы проводили в школах, вторая половина была занята подготовкой к занятиям и организацией других, более мелких, проектов (проведение исследований о роли женщин в Индонезии, съемки различных видеоинтервью в университетах). В этот момент я столкнулся с особенностями моей команды. Практически никогда мы не начинали наши встречи вовремя. Точно в назначенное время, конечно, приходили — я, девушка из Польши и парень из Германии. Через минут 20 подъезжали ребята из Латинской Америки, через 40 минут — индонезийцы, через час — индусы. Когда же дело доходило до принятия какого-либо решения, то выяснялось, что у всех совершенно разные мнения о вполне, как мне казалось, очевидных вещах! Несмотря на это, мы стали друзьями и смогли завершить все проекты. А каждый научился лучше слушать друг друга и быть терпимее.

Во время стажировки я жил в принимающей семье. В большинстве случаев в Индонезии это могут позволить себе только обеспеченные семьи, поэтому условия у нас были просто отличные. Я жил в большом красивом доме, в отдельной комнате. Несмотря на то, что питание, по условиям стажировки, мы обеспечивали за свои деньги, в доме всегда готовили вкусные обеды, где собиралась вся семья, что позволяло мне не только проводить время в интересной компании, но и не тратить много денег на продукты. В доме жили Ауфа — мой ровесник и организатор моего проживания, его родители и младшая сестра. Общались мы на английском, так как даже родители Ауфы знали язык — они были врачами.

Именно благодаря этой семье я узнал много интересного о традициях Индонезии. Мне посчастливилось стать единственным гостем во время обручения Ауфы, когда семья жениха приезжала к семье невесты, где происходил обмен кольцами. Удалось пожить в домах с совершенно разным укладом жизни (так как жених был из одной этнической группы, а невеста из другой).

Кроме того, за каждым стажером закреплялся друг, который тебе должен во всем помогать (buddy). У меня был просто прекрасный бадди — девушка, которая мне очень сильно помогала во время стажировки: показывала город, объясняла, как пользоваться общественным транспортом, доставала необходимые лекарства, когда я чувствовал себя плохо. Мы прекрасно общаемся до сих пор и стали друзьями.

Одним из сложных, но в то же время интересным моментом ежедневного быта стали поездки на общественном транспорте. В небольшие маршрутки без одной двери обычно набивалось много людей, которые часто просто стояли в машине одной ногой и наполовину ехали на улице. До места встречи команды мне приходилось сменять несколько маршруток.

Конечно, одно из ярких впечатлений от Индонезии — это путешествия по островам. Обычно мы заранее объединялись в группы по 5–6 человек и путешествовали по острову. За мою стажировку я побывал во многих индуистских, буддистских храмах и мусульманских мечетях. Конечно же, мы часто выезжали к океану — дорога занимала примерно 6 часов.

Также у нашей команды была прекрасная традиция — как только в наш проект приезжал новый стажер, мы обязательно организовывали поход в ресторан той страны, откуда он приехал. Мы перепробовали более 10 национальных кухонь, конечно же, все это сопровождалось презентацией блюд и интересными рассказами.

Если раньше я всегда думал с позиции того, что я могу получить от того или иного моего действия (знания, опыт, деньги, статус), то после стажировки я стал больше думать, что я могу дать другим. Поэтому сейчас я ищу работу в компании, которая не просто что-то производит, а приносит какую-то пользу обществу. А в будущем мне бы хотелось стать социальным предпринимателем.