О том, как шло развитие электронных музыкальных инструментов, начиная от телеграфа и заканчивая синтезатором, рассказал на лекции в «Циферблате» правнук изобретателя терменвокса Петр Термен, а T&P публикуют основные тезисы.

Прообразом первого электронного музыкального инструмента послужил музыкальный телеграф. Его концепцию первым сформулировал князь Владимир Одоевский, обогнавший парижских коллег, занимавшихся аналогичными разработками. Система заключалась в том, что каждая нота обозначала сочетание букв, а сочетание нот заменяло азбуку. Телеграф cоздавался прежде всего для военных целей — чтобы шифровать сообщения.

Первым же настоящим электрическим музыкальным инструментом стал телармониум американского инженера Тадеуса Кахилла. Он представлял собой аппарат высотой в два этажа и массой 200 тонн, состоявший из множества генераторов электрического тока, вращающихся с разной скоростью. Звук проходил по телефонным линиям, а играть на инструменте можно было только вдвоем.

Настоящим чудом в сравнении с этой махиной выглядел изобретенный в 1919 году Львом Терменом терменвокс. Играть на нем мог один музыкант: правая рука регулировала высоту звука, а левая — громкость. В 1921 году изобретатель участвует во всесоюзном съезде политехников в Москве, а после Лев Сергеевич демонстрирует терменвокс Ленину. Помимо терменвокса Лев Термен создал терменгармонию, терменвиолончель и терменклавиатуру, а так же терпситон — инструмент, в котором музыка создается за счет перемещения тела.


Затем Морис Мартено в 1920-х годах конструирует электрофон, получивший название «Волны Мартено» — одноголосый музыкальный аппарат с клавишами и нитью с кольцом, надеваемым на указательный палец.

В 1958 году Андрей Володин удостаивается Большой золотой медали на всемирной выставке в Брюсселе за музыкальный инструмент под названием «Экводин». Он состоял из клавиатуры, переключателя тембров, ножной педали и коленных рычагов.

Еще один пионер электронной музыки — Фридрих Траутвайн. В 1930-х годах он конструирует траутониум — ящик, набитый лампами и проводами. Звук в нем появлялся за счет «лампового генератора»: возникающие в лампе электрические колебания, преобразовывались в звук.

Широкое применение музыкальные аппараты получают в киноиндустрии. Пугающие эффекты, звуки космоса, приближение чего-то неопознанного — для всего применяется терменвокс. Хичкок использует его для записи саундтрека к фильмам «Птицы» и «Завороженный». Хотя сам Термен видел в инструменте идеальную систему для замены живого оркестра.

Роберт Моуг — еще одно имя, без которого невозможно сложить целостную картину об эпохе электронной музыки. Он изобрел синтезатор Моуга, основал свою фирму по выпуску синтезаторов. А начинал дело с продажи терменвоксов в виде конструкторов «Сделай сам».

А в конце 1950-х советский инженер Евгений Мурзин сконструировал первый в мире многоголосый синтезатор, получивший название «АНС» — в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Принцип действия основан на оптической записи звука, используемого в кинематографе.