Миша Хан, креативный копирайтер Red Keds и бывший сценарист телевизионных сериалов, провел мастер-класс для начинающих сценаристов, где объяснил, чем создание сюжета похоже на архитектурный проект и почему герои российских сериалов такие скучные. «Теории и практики» записали основные тезисы.

Что важно в доме? Потребитель смотрит на фасад и интерьеры, а строитель — на фундамент, стены и кровлю. Чтобы стать рассказчиком и сочинять интересные истории, надо сменить потребительский взгляд на историю на точку зрения строителя, то есть автора. В строительстве здания есть свои этапы: сначала ставят фундамент, потом стены, кровлю и лишь потом переходят к внутренней отделке. Если рассматривать придумывание истории как архитектурный проект, то здесь тоже есть этапы, которые необходимо соблюдать.

Почему российские сериалы унылые и как будто все одинаковые? Самая большая проблема — персонажи. Классический герой сериала российского эфирного канала — это умный, храбрый мужчина, с врожденным чувством справедливости, который плохо уживается с начальством, не дурак выпить, но при этом хорошо сходится с женщинами. Этому герою можно продумывать любую профессию, но по сути это всегда будет сериал про одного и того же человека. Понятно, что нельзя сделать хороший сериал про ходячий уголовно-процессуальный кодекс. В американских сериалах совсем другие персонажи. Например, доктор Хаус — наркоман, мизантроп, плохо сходится с женщинами, издевается на подчиненными, и к тому же он — гений.

Именно поэтому сериал «Глухарь» порвал все ТВ-рейтинги — там появился необычный герой. Персонаж Глухаря отличался от стандартных «справедливых ментов» — он ставил дружбу выше справедливости и закона. Многие признают, что Максим Аверин там сыграл хорошо. Да, но в том числе и потому, что ему было, что играть.

Без интересного героя нет истории. Это как с людьми — если со скучным человеком произошла забавная история, это еще не значит, что он сможет рассказать ее интересно. А интересный человек может захватывающе описать даже то, как он ходил в магазин за хлебом.

Сначала надо придумать характер персонажа. Главная ошибка начинающих сценаристов — они начинают придумать персонажа не с того места. Они думают о его профессии, возрасте, одежде, внешности, привычках и биографии. Это тупиковый путь. Если думать лишь о внешнем проявлении, не придумаешь цельного человека. Создание персонажа надо начинать с ядра характера. Герой — это тот, кто действует. Характер персонажа — это то, как именно он действует. Ядро характера можно построить на двух основных чертах, например, зануда-герой, мизантроп-убийца. Дальше надо определить цель героя, то есть то, что заставляет его действовать. Цель определяет личность героя. Если правильно придумать, как действует герой и зачем, он сам приведет вас к хорошему сюжету.

У героя должна быть и ценность — то, во что он верит. Например, он хочет попробовать все в жизни. Понятно, что эта черта характера, скорее всего, приведет его к тому, что он попробует что-то сильно плохое и это как-то перевернет его жизнь.

Еще хорошо, когда у героя есть парадокс в характере. Например, бандит очень любит свою маму, мизантроп фанатично лечит людей, бандит говорит на литературном языке и т.д. Парадокс должен логически вытекать из характера вашего персонажа и при этом сильно разниться с ним.

Также персонажу можно придумать детали. Детали тоже должны быть завязаны на характере: у спортсмена могут быть протеиновые коктейли, у чистюли — маленькая щетка, у труса — хорошие кроссовки, чтобы быстро убегать.

Биография героя — это то, как он жил до начала действия. Она придумывается в самую последнюю очередь, и только если этого требует сюжет. Но биография тоже должна быть подана через действие, живую деталь, а не через словесное описание прошлого. Например, герой заикается, потому что в шесть лет ему дали подзатыльник на кружке по рисованию.

Когда герой готов, можно приступать к сюжету. История состоит из нескольких важных элементов. Во всех успешных сценариях используется эта структура — без нее сюжет рискует рассыпаться на разрозненные сцены.

Структура хорошей истории:


Тема, управляющая идея — это то, о чем мы хотим рассказать историю. Она состоит из трех компонентов — характер, конфликт и финал. Лучше начать придумывать историю с финала. Тут как с ездой на машине: вы должны знать, куда вы хотите приехать, иначе вы точно никуда не приедете.


Экспозиция — момент, когда мы рассказываем про своего персонажа. Его качества должны раскрываться через действие.


Побуждающее происшествие — событие, которое толкает нашего героя к действиям.


Перипетии — препятствия, с которыми персонаж сталкивается на пути к своей цели. Препятствия должны быть напрямую связаны с характером героя.


Кризис — это момент, когда наш герой максимально далек от своей цели. Ситуация «хуже не бывает». Он присутствует во всех фильмах — когда герой думает: «я полный лох или еще поборюсь?» Обычно он решает побороться — тогда сюжет двигается к кульминации.


Кульминация — главное изменение сюжета. Здесь что-то может начать меняться: либо сам герой, либо он начинает менять мир вокруг себя.


Развязка. Герой изменился навсегда или изменил мир навсегда. В этих местах в мелодрамах обычно все целуются.


Литература по теме: