Эпоха офисов уходит в прошлое, уступая место мобильным и компактным рабочим пространствам, которые созданы для открытого и продуктивного диалога. Зачем превращать памятник сталинской архитектуры в коворкинг, как правильно организовать образовательную площадку в центре Москвы и почему так важно быть частью энергично развивающегося сообщества — сотрудники недавно открытого DI Telegraph делятся опытом с читателями T&P.

Идея

«Дальноизвещающая машина» — так называли телеграф в Российской империи. Удивительным образом это средство связи проходит через многие ключевые сюжеты современной отечественной истории. Его изобретатели Павел Шиллинг и Александр Попов стояли у истоков коммуникационной революции не только в России, но и во всем мире. Большевики сначала брали телеграф, а потом уже власть в стране. Первое сообщение о начале Второй мировой войны зачитывали в здании Центрального телеграфа, тут же построили беспрецедентный для СССР технологический центр, обслуживавший московскую Олимпиаду 1980 года.

К концу XX века телеграф уступает место мобильной связи и интернету, но остается жить в качестве концептуального образа, напрямую связанного с инновациями. 7 апреля в здании Центрального телеграфа открылось пространство DI Telegraph — коворкинг на 100 рабочих мест и образовательная площадка, способная вместить более 500 гостей. Проект с потенциалом изменить интеллектуальную географию столицы создан силами команды Dream Industries — компании, объединяющей под одной крышей T&P, Bookmate и Zvooq. Зачем технологической компании, устремленной онлайн, физическое пространство — объясняет сооснователь компании Саймон Данлоп.

Саймон Данлоп

сооснователь Dream Industries

«Dream Industries всегда работали с онлайн-продуктами, но в процессе развития мы поняли — чтобы масштабировать свою идеологию, нам необходимо физическое пространство. Тема, которая объединяет все наши проекты — культурный и интеллектуальный обмен между людьми: музыка со Zvooq, книги c Bookmate и знания с T&P. Мы очень много времени проводим в сети, и чем больше мы это делаем, тем важнее для нас становится личный контакт и соблюдение правильного баланса между оффлайн и онлайн жизнью. Чтобы решить эти задачи, нам нужно было найти помещение, которое располагало бы к созиданию, сотрудничеству и работе с большими идеями. Мы нашли его в здании Центрального телеграфа.

Это пространство — часть идеалистического развития нашей онлайн-концепции. Мы вернули пространству его изначальный вид 1927 года, убрали все лишнее и оставили нетронутым лишь каркас помещения, превратив его в чистый холст, который вдохновляет на работу и реализацию своих проектов. Мы ждем амбициозные команды, открытые к диалогу, готовые к взаимному сотрудничеству, которые понимают, что чем больше ты отдаешь сообществу, тем больше получаешь от него взамен».

Процесс создания

Центральный телеграф находится в самом центре Москвы, на Тверской улице, между Никитским и Газетным переулками. Здание было построено архитектором Иваном Рербергом в 1927 году и уже через несколько десятилетий стало памятником архитектуры местного значения. Телеграф имеет необычную периметральную структуру, стилистически маневрируя между модернизмом и конструктивизмом, выделяясь на фоне сталинского ампира неожиданной геометрией и широким остеклением. У здания красивый внутренний двор, вид которого из-за режимности объекта мало кому известен, а на фасаде можно найти исторический артефакт — первый макет герба СССР.

Помещение DI Telegraph ранее использовалось для передачи телеграмм и других аналоговых средств связи. Прежде оно было заполнено оборудованием, которое выделяло много тепла, отчасти с этим связана семиметровая высота потолка — теплый воздух и пары машинного масла поднимались вверх и вытягивались на крышу огромными вентиляторами. До прихода Dream Industries помещение несколько лет простаивало и находилось в достаточно заброшенном состоянии. Как превратить никому не нужный цех в современное пространство и на что стоит обращать внимание — объясняет Аскар Рамазанов.

Аскар Рамазанов

архитектор, сооснователь «Теорий и практик»

«Мы занимались не только ремонтом помещения, но и его реставрацией, так как Центральный телеграф является памятником архитектуры. Стен здесь практически нет, в основном это колонны, расположенные между огромными окнами и идущие в два ряда по центру помещения. За восемьдесят с лишним лет окна пришли в упадок, деревянные рамы были закрашены несколькими слоями краски и залеплены бумагой. Глядя на них у нас не возникало и мысли, что их можно как-то спасти, но в то же время поменять было бы слишком дорого, так как пришлось бы воспроизводить в точности такие же. Осознав это, мы попросили реставраторов почистить одно окно до дерева. Каково же было наше удивление, когда перед нами предстали рамы из красно-желтой лиственницы с великолепными металлическими щеколдами и уголками. Мы повторили это со всеми 35 окнами.

В итоге мы поняли, что наша главная задача — вернуть пространство к его оригинальному состоянию. Рерберг одним из первых стал использовать монолитный железобетон, чьи неровные поверхности напоминают листву и комфортны для визуального восприятия. Оголенное, очищенное от всего лишнего и возвращенное к состоянию 27-го года помещение уже выглядело самодостаточно и уникально. Кирпичные простенки, бетонные колонны, потолок со следами от грубой деревянной опалубки двадцатых и восьмидесятилетние деревянные оконные рамы говорят сами за себя, отсылая нас к истории здания. Нам оставалось лишь ничего не испортить.

Мы собрали команду специалистов из разных дисциплин и принялись за работу. Тамара Мурадова разрабатывала архитектурные чертежи, прорабатывала решения и отслеживала их реализацию, ЗD-художник Алексей Котельников помогал с визуализацией. Александр Лысов, организовавший у нас свою временную студию прямо на стройке, спроектировал нам очень простой свет, которым легко управлять с помощью телефона или планшета и легко перепрограммировать под любую задачу освещения пространства. Архитекторы из Büroe, разработавшие одну из первых нереализованных концепций помещения, помогли нам спроектировать мебель и привлечь несколько талантливых подрядчиков. За айдентику отвечала студия «Трансформер», а навигацию сейчас разрабатывает Мария Воронкова.

В итоге помещение разделилось на четыре части. Первая часть у входа — это площадка для публичных образовательных событий, конференций, презентаций, хакатонов и других крупных мероприятий. Здесь мы повесили тканевую кулису, чтобы улучшить акустику зала, который способен вместить до 500 человек. Следом располагается «Киоск» — простое сооружение из стекла и металла. С одной стороны он работает как мини-кафе, открытое окно которого направлено в зал для встреч и общения. С другой — это прозрачная комната с отдельным входом, предназначенная для переговоров. Летом крыша «Киоска» будет зеленой, что станет первым этапом озеленения всего пространства. Еще одна часть DI Telegraph — тихая переговорная «Студия».

Заключительная зона была отведена под коворкинг — 545 метров на 100 рабочих мест, отделенных от прочих частей стеклянной перегородкой. Гибкость пространства стала ключевой задачей, которую мы решали при проектировании этого помещения. Именно поэтому большинство элементов здесь — на колесах и состоят из модулей. В зависимости от нужд команд ковркинг может трансформироваться и принимать необходимые для плодотворного сотрудничества формы. Из еще не реализованных задач, которыми мы займемся в ближайшее время, станут будки для телефонных переговоров, standing desks для тех, кто привык работать стоя, и озеленение. Насчет последнего у нас очень большие планы. С помощью растений мы хотим решить не только эстетические, но и акустические задачи. Основной минус опенспейса — много шума, а листья очень хорошо абсорбируют звук».

Что будет дальше

DI Telegraph функционировал в тестовом режиме в течение полугода. За это время в образовательной части пространства успело пройти множество мероприятий: Creative Mornings, Pecha Kucha, хакатон Hackday, Red Bull Music Academy, различные лекции, мастер-классы, встречи с писателями. Первой командой коворкинга стали Moscow Coding School, которые тут же и открыли классы по программированию. В отличие от большинства московских коворкингов DI Telegraph отличается строгим подходом к отбору тех, кто будет работать в его стенах. Как попасть в сообщество и что хорошего ждет там его резидентов — рассказывает Мария Уварова.

Мария Уварова

директор проекта DI Telegraph

«Основное отличие DI Telegraph от других проектов даже не в том, что мы находимся в самом центре города и располагаемся в огромном помещении, удобном, гибком и адаптированном к самым разным потребностям. За время работы над проектом мы пришли к четкому пониманию, что это не просто коворкинг, очередное место в аренду, куда люди приходят, а потом уходят без какого-либо вовлечения. Мы делаем площадку для профессионалов, которые хотели бы стать частью большого сообщества, развиваться вместе с нами и вести открытый диалог, обмениваться идеями друг с другом и Dream Industries. Поэтому мы очень скрупулезно подходим к отбору резидентов. Одни из наших первых клиентов — Moscow Coding School. Это идеальный пример члена нашего сообщества — стартап с хорошим бэкграундом, который занимается обучением программированию и привлекает к процессу лучших представителей индустрии. Еще один прекрасный пример — разработчики мобильного приложения StoryLeaf.

Мы хотим, чтобы наши будущие коворкеры разделяли идеологию Dream Industries и создавали продукты, которые стимулируют людей распространять культуру и знания с помощью технологий. Мы планируем выделить 20% творческим проектам, а оставшиеся 80% распределить между стартапами, которые прошли первый раунд инвестиций и уже получили какие-то результаты работы. Очень важно, чтобы нашим будущим командам были интересны перспективы международного развития и выхода на глобальный рынок. Мы в свою очередь с помощью ресурсов Dream Indusries будем этому процессу всячески способствовать. Мы планируем предоставлять нашим клиентам PR-поддержку, курьерские, юридические услуги и привлекать лучших экспертов для консультаций».

Оставить заявку на работу в коворкинге или на проведение своего мероприятия можно на сайте DI Telegraph и с помощью сервиса Third Place.