10 апреля в Театр.doc и 27 апреля на дизайн-заводе Флакон пройдет эксперимент «Квантовый скачок» — спектакль, использующий квантовую теорию и импровизацию актеров для вовлечения зрителей в происходящее действо. Режиссер спектакля Алексей Розин вкратце рассказал T&P о концепции проекта.

Алексей Розин

режиссер и актер театра, исполнитель одной из главных ролей в хип-хопере «Копы в огне»

Изначально у нас появилась идея совместить театр и науку. Мы подумали, что театр является довольно подробной иллюстрацией квантовых процессов: и там, и там реальность начинает существовать, только когда существует формирующий ее наблюдатель. Актеры могут играть между собой или репетировать, и это может быть сколь угодно интересно и сколь угодно долго, но это не будет театром — лишь лабораторией, репетицей. Как только появляется зритель, все это сразу превращается в некое совместное действие.

Мы не делим зал на зрителей и актеров. В процессе спектакля все начинают подключаться к тому, что происходит. Все присутствующие оказываются в социальном коллайдере. И если всем удастся синхронизироваться, достичь какой-то когерентности, то мы, как единая новая система, окажемся способными создать уникальную новую реальность. Для этого используются методы импровизационного театра, когда выходящие на сцену актеры не знают, что будет происходить, о чем они будут говорить, что они будут играть, куда заведут их импровизации. Темы для импровизаций берутся в зале — происходит прямое, непосредственное общение с аудиторией.

«Мы убеждены в необходимости перейти на новую парадигму: старая парадигма Ньютона исчерпала себя, пора переходить на квантовую».

Кроме того на эксперименте присутствует ученый, который пытается отквантовать все процессы, происходящие непосредственно в зале. Мы убеждены в необходимости перейти на новую парадигму: старая парадигма Ньютона исчерпала себя, пора переходить на квантовую. Но мы не владеем достаточным количеством информации о том, как она функционирует, мы не владеем причинно-следственными связями квантовых процессов. Для того, чтобы ими как-то управлять и как-то их использовать, мы пытаемся собрать дополнительную информацию. Для этого и нужен наш эксперимент. У нас нет никаких ответов, мы находимся в процессе сбора информации, поэтому, выходя на сцену, мы совершаем заведомо бессмысленные действия и пытаемся проследить, к чему это приведет.

Когда актер находится на сцене в импровизационной ситуации, когда у него нет возможности спрятаться за текст, за отрепетированные мизансцены, ему приходится работать на всю катушку. И в этот момент происходит нечто подлинное, происходит чудо. Это похоже на цирк, потому что цирк — это всегда работа на грани или за гранью человеческих возможностей. Мы пытаемся достичь качественного перехода из одного состояния в другое — произвести квантовый скачок. И такую же возможность имеет каждый из участвующих в эксперименте.