10 апреля Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) отметит двадцать третий день рождения. Весь день в здании вуза будут проходить лекции и мастер-классы, на которых лучшие лекторы университета будут делиться знаниями со всеми желающими. «Теории и практики» выбрали самые интересные темы и попросили лекторов рассказать о том, что ожидает слушателей.

Александр Логунов

декан Факультета истории, политологии и права РГГУ

Лекция будет посвящена изучению, анализу, характеристике современности как определенного качества и свойства жизни.

Все мы живем в условиях современной реальности, в которой доминирующими становятся факторы неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, тревоги за свое будущее. Начиная какой-то проект, мы в большинстве случаев не знаем, насколько эффективно он будет реализован. Повышенная тревожность — это одно из основных ощущений человека в современном мире. Как в этой ситуации выживать и при этом чувствовать себя комфортно?

Одним из распространенных решений этой проблемы является попытка бежать от современности, опереться на традиционные взгляды и позиции, а затем актуализировать их.

Почему я назвал свою лекцию «Хогвартс: бегство из современности»? Если вы смотрели фильм или читали книгу о Гарри Поттере, вы помните, что когда герои впервые попадают в общежитие Хогвартса и рассматривают интерьеры, комнаты и спальни, они видят лестницы, которые все время меняют направление движения. Это очень хорошая аллегория нашей современной жизни, когда все очень быстро меняется, и не знаешь, чего ожидать от завтрашнего дня.

Я не занимаюсь философским или социологическим анализом, я стараюсь понять, как система страхов и неопределенности, свойственная нашей жизни, связана с пониманием российской действительности. Подобный страх — это универсальное явление, но есть этнокультурные, социальные аспекты, которые свойственны именно нашей стране. А какие — узнаете, если придете на лекцию.

Игорь Чубаров

Редактор журнала «Логос»

Интерес к киномонстрам — вампирам, оборотням, зомби связан с анализом виктимных (жертвенных) признаков и целой гонительской репрезентации по этимологии Р. Жирара, в рамках которой в различные исторические эпохи реально изгоняли и уничтожали изгоев. То есть можно провести параллель между вампирами и зомби в культуре и изгоями в реальной жизни. На символическом уровне это происходит и сегодня в рамках массовой культуры и медийной политики.

Логика изменений этих кинообразов, сопровождаемая популярностью то одних, то других их видов в истории, соответствует логике социального исключения как таковой.

В образах монстров мы изучаем фундаментальное политантропологическое и онтологическое отношение к Другому и другим людям в истории и соответствующей логике социального исключения, которые отчасти объясняют зрительское удовольствие от созерцания их уничтожения, сопровождаемое возбуждением коллективных страхов и нагнетанием чувства вины в перспективе апокалипсиса и современной жизни в постистории.

Для понимания природы наиболее популярной сегодня в массовой культуре фигуры зомби мы считаем недостаточным обращение к его чисто феноменологическим характеристикам и отличиям от других кинематографических монстров. Мы сопоставляем его с политико-правовым статусом современных исключенных — мигрантов, гастарбайтеров, квиров и т.д., обнаруживая наиболее фундаментальную связь этого образа с описанной Дж. Агамбеном фигурой homo sacer как существа недостойного быть принесенным в жертву, но обреченного на убийство без всяких юридических и моральных последствий.

Жизнь живого мертвеца (как и любого современного исключенного) осуществляется в этом плане в условиях ставшего нормой чрезвычайного положения, понимаемого как первичное политическое отношение исключения, которое мы квалифицируем как социальное состояние пост-зомби-апокалипсиса.

Мария Штейнман

Доцент кафедры теории и практики общественных связей РГГУ

В ходе своей лекции я хочу взять известный жанр фэнтези, ассоциирующийся с массовой культурой, и рассмотреть его по двум направлениям. Я проведу своеобразную деконструкцию фэнтези.

Вначале я, конечно, покажу истоки этого жанра, откуда он начался, кто способствовал его закреплению в массовой культуре. Мы также обратимся к произведениям самого яркого представителя этого жанра, Джона Толкиена, в частности, его «Эссе о волшебных сказках».

Затем я покажу, что случилось с жанром фэнтези после того как «Властелин колец» в полном соответствии своему названию завоевал мир.

Моя задача — показать, что жанр фэнтези намного шире, чем жанр литературы, кинематографа, и никогда этими рамками и не ограничивался. Фэнтези во многом является ключом к общественным процессам. В подтверждение этого тезиса в ходе лекции я приведу примеры не из литературы и фантастического кино, а из актуального политического и культурного дискурса.

Выбор темы лекции не случаен, ведь я много лет занимаюсь творчеством Джона Толкиена и Клайва Льюиса, а в 2000 году защитила диссертацию по творчеству этих писателей. Изучая фэнтези, я постепенно поняла, что тема эта намного шире литературы или кино и никогда не принадлежала только к литературе. Сейчас я работаю на факультете истории политологии и права и изучаю политические и социокультурные аспекты фэнтези.

Максим Кронгауз

Заведующий кафедрой русского языка РГГУ

На лекции я попытаюсь затронуть тему того, как и почему мы сегодня вынуждены общаться, как нас втягивают в коммуникацию с помощью соцсетей и как изменилась коммуникация сегодня.

Я занимаюсь языком, поэтому мне интересно понять, как коммуникации влияют на язык. Очевидно, что язык меняется, и это особенно заметно сегодня. Чтобы обеспечить коммуникацию человеку сегодня не хватает реплик, идей, с помощью которых он мог бы выразить себя, поэтому зачастую, общаясь в социальных сетях, мы ничего не говорим, но используем клише — лайки, перепосты. Сделав перепост или поставив лайк, мы ничего не сказали, но выразили свою позицию.

Зачастую нам уже не хватает языка, не хватает содержания, но возникают технические новшества, позволяющие выражать свою позицию, и даже возникает новый тип существования.

Для тех, кто вырос без компьютеров, тяжело привыкнуть к такой новой системе коммуникации, однако молодое поколение воспринимает это без проблем. Из-за этой системы коммуникации общество в целом более связано. Хотя это может быть тяжело, например, для творческого человека, которому нужно одиночество.

Я также рассмотрю тему коммуникации конфликта в интернете, ведь сила всемирной паутины еще и в том, что она не только создает конфликт, но и сохраняет. Если вы поссорились с кем-то в интернете, вы всегда сможете восстановить текст спора.

Мы также поговорим про язык, почему он меняется, как меняются разные языки, проследим некие причинно-следственные связи между коммуникацией, интернетом и тем, как язык будет развиваться дальше.