Создатель «Фабрики идеальных продуктов», первого в России бизнес-предприятия по воплощению в жизнь полезных инженерных идей, Алексей Нониашвили прочитал лекцию в «Республике» и рассказал «Теориям и практикам», почему изобретатели пользуются спросом и как монетизировать хорошее техническое решение.

Алексей Нониашвили

— Как возникла концепция «Фабрики»?

— Я закончил МГТУ им. Баумана, но очень быстро понял, что работать обычным инженером на кого-то мне неинтересно, а интересно создавать что-то свое. Так появилось мое первое дело, агентство инженерных решений Aintrees, а затем «Фабрика идеальных продуктов» — предприятие по разработке инноваций и их коммерциализации, объединяющее науку и бизнес.

— Как человек, придумавший интересную идею, может попасть к вам, и что потом происходит с его изобретением?

— Вы присылаете к нам свою идею и подписываете договор о конфиденциальности — так вы сможете обезопасить вашу интеллектуальную собственность. Если нам интересна ваша идея, мы начинаем изучать и разрабатывать возможности ее реализации бесплатно, если идея нам неинтересна, то мы предлагаем это как платную услугу, если идея нереализуема — мы сразу говорим об этом. Есть некоторые отрасли, в которых мы не беремся за работу, например, медицина.

Чаще к нам обращаются сами бизнесмены, которые хотят усовершенствовать свой бизнес, но не всегда знают, как. Здесь существует два подхода. Первый — заказчик приходит и говорит: «У меня есть вот такая проблема, посоветуйте, как ее решить». Например, мел липнет на ленту при производстве. За определенный срок мы делаем анализ, исследования, эксперименты, изобретаем инновационное решение и выполняем заказ.

Второй — предприниматель приходит и говорит: «Я хочу создать новый продукт, это должно быть что-то новое, интересное, что я мог бы предложить новым клиентам». При этом нужно сделать так, чтобы этот продукт покупали. Мы создаем идею — это может быть «оторванная инновация», то есть потребности в этом объекте мы пока не ощущаем, но он может завоевать популярность, когда появится, или «инновация от боли», то есть, мы ощущаем, что в данный момент что-то работает плохо и нам нужно придумать кардинально новое решение.

Для бизнеса нужны три составляющие — идея, предприниматели и деньги. Наша сильная сторона — это идея.

— Вы себя чувствуете ученым или предпринимателем?

— Я постоянно балансирую между двумя этими профессиями. Знаете, ведь можно стать великим изобретателем, а можно создать цех, где будут работать много талантливых изобретателей. Я занимаюсь последним, иногда сам себя останавливаю, чтобы не слишком втягиваться в научную деятельность, потому что на мне лежит много других задач.

Изобретатель — это человек, который предъявляет завышенные требования к объектам, разрушает стереотипы, генерит идеи. А предприниматель — человек, который делает план, а потом, когда начинает действовать, понимает, что все по-другому, не по плану, что он поставил слишком высокую цель и обстоятельств для достижения этой цели недостаточно. Однако он ставит такие цели и идет к ним, принимая во внимание возникающие обстоятельства. Высокие цели всегда влекут за собой большой уровень неопределенности, однако любое действие имеет сверхэффект.

Я всегда мечтал объединить фундаментальную и прикладную науку. В нашей компании мы объединяем предпринимателей и представителей науки, инженеров. Мы занимаемся интереснейшей наукой и получаем деньги.

— Вы говорили, что много изучали опыт великих изобретателей, пытаясь понять, как они добивались успеха. Можете назвать людей, которые вас вдохновляли?

В студенчестве у меня было много наставников, но я хотел бы особенно выделить одного. Это Валерий Невзоров — благодаря ему я начал систематизировать свои знания в интересующей меня области. Этот человек — поистине кладезь знаний, специалист в совершенно разных сферах. Только представьте, он одновременно доктор медицинских и кандидат технических наук, и к тому же прекрасный историк науки.

Я коллекционирую истории изобретений. Один человек, например, смог изменить процесс бритья. Раньше люди использовали очень неудобный и небезопасный метод, а этот человек взял и поменял ситуацию в корне. Причем самое интересное заключается в том, что он осознанно поставил себе цель изобрести какой-то новый продукт для массового потребления. Из года в год думал над этим, буквально листал энциклопедии для того, чтобы изучить то, что нуждается в исправлении и совершенствовании. От идеи до реализации прошло 11 лет непрерывной работы. Это хороший пример того, как поставить перед собой цель и добиться ее.

Но я не готов позволить себе такой долгий срок, да и никакой клиент на это не пойдет. У нас в «Фабрике» все происходит гораздо быстрее. Самый короткий проект длился два месяца: мы создали универсальный чехол для айфона — он такой тонкий, что его как бы и нет. Передняя панель предохраняет стекло от повреждений, фиксируется, а затем, при желании, очень эстетично и быстро отходит.

— Много изобретений вы уже реализовали?

Мы сделали уже 25 проектов, еще десять находятся в работе. Наша география — это Россия, Беларусь, Казахстан. Мы работаем с 40 научно-техническими организациями (в том числе МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МЭИ, МАИ), которые помогают изобретать и реализовывать необходимые продукты.

Первый мой проект или продукт — система кондиционирования для барокамеры. Нужно было обеспечить определенный тепловой режим и влажность в барокамере, то есть создать систему, которая бы позволяла реализовать эти задачи. С помощью этой системы мы добились определенного диапазона температур и требуемого диапазона влажности.

Еще мы изобрели специальное средство для ингалятора, которым могли бы пользоваться дети и люди в постоперационном периоде. Когда мы проанализировали ситуацию, которую нам описал заказчик, мы выявили, что если мы изменим сам ингаляционный аппарат, то он станет значительно дороже для всех пациентов. Поэтому мы сказали: нет, давайте не будем улучшать сам аппарат, а сделаем приставку, которая будет улавливать попытку вдоха и выдоха и помогать детям или людям после операции дышать, не навязывая ритм дыхания. Заказчик был доволен, потому что мы решили проблему так, как он даже не ожидал.

Еще у нас есть проект «Многофункциональный стадион» — это стадион с натуральным газоном, который используется не 40 дней в году во время матчей, а все время в течение года. Мы придумали, как сделать так, чтобы стадион использовался всегда — использование специального помоста позволяет в свободное время проводить концерты, катки, выставки.

— Можете вспомнить самые яркие идеи из предложенных?

— Когда мы говорим об изобретении, то здесь всегда дело в деталях. Его можно характеризовать по технической реализуемости или по идее. Сейчас у меня, например, есть интересная концепция детской игрушки и гаджета. Но об этом пока не могу говорить.

Одно из самых ярких изобретений, с которым к нам обращались, — это прибор, который определяет, правильно ли человек поет, причем использует при анализе физическую и физиологическую подоплеку. Система определяет ошибки и создает упражнения, которые помогают правильнее петь.

— Какими качествами должен обладать промышленный изобретатель?

— Нужно обладать определенным научным инструментарием, а также иметь очень высокую планку притязаний. Вещи всегда не закончены, вызывают неудовлетворенность, нужно всегда хотеть что-то поменять или улучшить. А главные качества — осознанность, смелость и ответственность.