Когда вы спрашиваете творческого человека, как ему удалось что-то придумать, он чаще всего не может ответить на ваш вопрос и чувствует себя немного виноватым, потому что действительно не знает, как именно к нему пришла та или иная идея. T&P перевели статью профессора MIT Алекса Пентланда о том, как стимулировать рождение новых идей, сочетая свой индивидуальный опыт с опытом других людей.

Наиболее последовательные творческие люди — настоящие исследователи. Они проводят огромное количество времени в поиске новых людей и идей, причем их совершенно не обязательно интересуют именно «лучшие люди» или «лучшие идеи». Вместо этого они ищут разных людей с разными идеями.

Людей, работающих вместе, можно представить как команду, плавающую на корабле в потоке идей. Иногда они плывут в быстрых и чистых ручьях, где идеи текут в изобилии, но порой попадают и в застоявшиеся воды или в ужасные водовороты, которые либо разделяют людей, либо наоборот задают кораблю идей новое направление. Для меня эта метафора и есть реальная история любой компании и ее корпоративной культуры — остальное же просто иллюзия.

Люди действуют как машины для обработки идей, сочетая в себе индивидуальное мышление и чужой социальный опыт. Успех во многом зависит от разнообразия и независимости информационных источников и идей. Чтобы в рабочих группах или сообществах все время циркулировали новые идеи, необходимо учитывать три ключевые вещи:

Воруйте идеи с умом

Копирование успешных идей и успешного опыта других людей в сочетании с индивидуальным опытом — гораздо лучше, чем только индивидуальный опыт. Когда вы в чем-то не уверены, то больше полагайтесь на социальный опыт, а когда вы уверены в своих идеях на все 100%, то полагайтесь на него меньше.

Наша жизнь вообще движется к состоянию, когда поток идей становится слишком обильным. Мы должны уделять гораздо больше внимания тому, откуда приходят наши идеи, и не принимать во внимание банальности, а отслеживать необычные мысли, даже если они и не являются нашими собственными.

Прислушайтесь к фрикам

Следует учитывать необычные мнения. Когда люди ведут себя независимо от социума и не принимают во внимание чужой опыт, то, вероятнее всего, у них есть независимая информация, в которую они верят настолько, что готовы бороться с любым социальным влиянием.

Люди, идущие наперекор социуму, часто предлагают самые лучшие идеи, но иногда они просто-напросто чудаки. Если вы найдете таких независимых мыслителей, попробуйте обнаружить, существует ли какой-то консенсус среди большей части из них. Если существует, то действительно хорошая стратегия — поверить в этот «консенсус бунтарей» и действовать согласно ему.

Отрывайтесь от коллектива

Когда все движутся в одном и том же направлении, то это неплохо, но чаще из-за этого будет не хватать источников для новых идей, поэтому нужно стараться раздвигать границы. Большая угроза для креативных людей — опасность стать заложником группового мышления. Чтобы избежать попадания в капкан группового мышления, следует уметь сравнивать то, что предлагает коллектив, с тем, что предлагают отдельные лица. Хорошая стратегия для избавления от группового мышления — идти против здравого смысла.

Важно рассматривать несколько стратегий одновременно, потому что наш мир меняется, старые методы перестают работать и новые занимают их место. Помните, что вы хотите следовать не тем стратегиям, которые были успешными раньше, а тем, которые станут успешными в будущем.