На фестиваля Yota Space кураторы onedotzero оккупировали целый этаж, где представили инсталляции и аудиовизуальные перформансы в исполнении ведущих мастеров цифрового искусства, а в рамках образовательной программы Yota Space AV:in провели cимпозиум onedotzero_new creators. Редакция T&P перехватила креативного директора onedotzero Шейна Уолтера в Эрмитаже и задала ему несколько вопросов.

— Onedotzero в 2011 году исполняется 15 лет, как все начиналось?

Onedotzero — локомотив цифрового визуального искусства Великобритании, международное сообщество со штабом в Лондоне, создает и продвигает все формы цифрового искусства.

— Изначально мы придумали двухдневный фестиваль, который должен был проходить в выходные дни и не повторять того, что делалось до нас. Искали не просто короткометражные фильмы, а что-то новое в работах, некую эстетику, привнесенную людьми, работающими с графическим дизайном и новыми технологиями. С годами мы пришли к некоей концепции — фестиваль не про кино, а про движущиеся изображения, включающий инсталляции и аудиовизуальные перформансы. Теперь делаем проекты на заказ в onedotzero_industries, путешествуем по всему миру с фестивалем onedotzero_adventures in motion, организуем образовательные программы onedotzero_cascade, у нас есть лейбл по выпуску DVD продукции и многое другое. В нашей команде работает примерно десять человек, а из первоначального состава остался только я.

Мы разработали образовательную платформу onedotzero_cascade, куда пригласили 40 студентов из разных областей: мода, дизайн интерьера, программирование, графический дизайн.

— Благодаря onedotzero стали популярны Спайк Джонз, Мишель Гондри, Джонатан Глэйзер, Нил Бломкамп и многие другие. Как вам удавалось привлекать интересных людей к проекту в самом начале, ведь в 1996 году даже интернета еще не было?

— Я искал людей в ночных клубах, просматривая журналы по дизайну, подмечая хорошие примеры графических работ. С самого начала мы привлекали людей к работе над чем-то новым. В этом и есть наша отличительная черта от многих других фестивалей: мы не просто собираем работы, мы помогаем и продюсируем.

V&A — самый крупный в мире музей декоративно-прикладного искусства и дизайна, где огромные картины Рафаэля соседствуют с туфлями от Вивьен Вествуд.

— Какой реализованный проект вы считаете самым интересным?

— В 2006 году, когда нам было десять лет, мы работали с Музеем Виктории и Альберта в Лондоне, который был открыт специально для нас с 18 до 22 часов. За это время мы продемонстрировали 20 инсталляций. Мероприятие посетило более 6 000 человек (обычно здесь бывает около 2 000—3 000 человек в день). В этот вечер музей вернул себе внимание публики. Для меня было очень важно, что идея вторжения в музейное пространство с помощью цифрового искусства сработала.

— Расскажите о ваших образовательных проектах.

— Вообще, я критично отношусь к устройству творческого образования, потому что оно не учитывает меняющуюся вокруг реальность. Заканчивая обучение студент может знать как использовать софт, но не уметь творчески мыслить и общаться с людьми. Поэтому мы постоянно проводим презентации и лекции в университетах, а также разработали образовательную платформу onedotzero_cascade, куда пригласили 40 студентов из разных областей: мода, дизайн интерьера, программирование, графический дизайн. Разбили ребят на группы, чтобы они не знали друг друга, не обладали опытом и знаниями своих одногруппников, а потом научили их работать в команде. Здесь дело не столько в реализации проекта, который им был предложен, сколько в самом процессе работы, создании внутренних отношений, вынашивании общих идей.

Многие копируют других, но это нормально только на стадии обучения. Нужно думать о своем собственном стиле и выбрать путь по которому еще никто не ходил.

— Вы планируете какие-нибудь образовательные проекты в России?

— Я работал немного с AV:in, и, надеюсь, наше сотрудничество продолжится. То, что происходило на фестивале Yota Space, мне тоже очень понравилось, но хотелось бы, чтобы в таких проектах принимали участие и художники из России. У России есть большой потенциал и заметны прыжки в развитии. Я бы с удовольствием тут что-нибудь сделал.

— Что изменилось за последнее время в цифровом искусстве?

— Изменения прежде всего касаются аудитории — она растет, все больше и больше людей узнает об этом виде искусства и проявляет к нему интерес. Мы по-прежнему пытаемся говорить о чем-то новом, находить новые таланты, исследовать восприятие. Люди все меньше и меньше опасаются технологий, используют цифровые камеры, интернет и играют в компьютерные игры.

— Какими качествами должен обладать художник, чтобы стать успешным?

— У него должен быть свой собственный взгляд на вещи. Многие копируют других, но это нормально только на стадии обучения. Нужно думать о своем собственном стиле и выбрать путь по которому еще никто не ходил: технически, эстетически, эмоционально или в качестве комбинации всех этих вещей.