«Теории и практики» продолжают ревизию самых интересных образовательных инициатив в Москве. В новом обзоре — свободный образовательный проект «Летняя школа»: 30 мастерских под открытым небом — от научной журналистики до дизайна и от физики элементарных частиц до репортажной журналистики.

Концепция

Летняя школа — это социально-образовательная площадка для междисциплинарных программ и проектов, которыми вместе занимаются студенты, преподаватели, школьники, журналисты и ученые со всей страны. Школа проводится каждое лето при информационной поддержке журнала «Русский репортер».

Каждый год в школе открывается разное количество направлений-мастерских (в прошлом году было 27, в этом — 30) самых разных профилей: от научной журналистики до дизайна и от физики элементарных частиц до репортажной журналистики. В ученый совет школы входят известные ученые РАН и РАО, профессора и преподаватели из ведущих российских вузов. Занятия проводятся бесплатно, но участники сдают добровольные взносы на еду и другие бытовые нужды. Школа организуется на общественных началах, никто не получает зарплат и гонораров.

История

Традиция проведения подобных школ существует с конца 1980-х годов. Одним из наиболее известных проектов, возникших на рубеже 1980–1990-х годов, стала Летняя экологическая школа (ЛЭШ). В 2003 году от нее отделилась Летняя школа «Исследователь», которая впоследствии получила новое название «Летняя школа «Русского репортера»». В 2013 году школа отметила свое десятилетие.

Вначале в школе было только три отделения: медицинское, физическое и отделение социальных наук. Возникали отдельные попытки создавать школьные газеты, но те, кто занимался наукой, не воспринимали журналистику всерьез. В первую журналистскую мастерскую приехало совсем мало людей, и в конце первого цикла возникла комичная ситуация, когда научный руководитель — Григорий Тарасевич — к концу цикла остался с единственным школьником-журналистом. Но на следующий год приехало уже 50 человек, а потом 100. Затем к проекту присоединился «Русский репортер», и отделение журналистики внезапно перевесило по численности все остальные секции школы.

Чтобы избежать раскола, организаторы приняли решение отказаться от первоначальной классификации и сделать несколько небольших мастерских. Это был новый формат, который помог перезапустить всю систему.

Получилось множество разных секций, с одной стороны, работающих достаточно автономно, а с другой, связанных друг с другом, что позволило запускать интересные междисциплинарные проекты.

Программа

Студенты селятся в палаточном лагере на территории Дубны, а сами лекции проходят в хорошо оборудованных помещениях бывшего пионерлагеря, принадлежащего сейчас Объединенному институту ядерных исследований. Получение новых знаний сочетается с походной романтикой, прогулками по лесу и песнями у костра.

Учебная программа каждой мастерской представлена различными лекциями и семинарами, объединенными общей тематикой направления. Основная часть дня в Летней школе посвящена лекциям, семинарам и работе над проектами. Также проводятся круглые столы и экскурсии в научные институты. Можно посещать не только лекции своей мастерской, но и чужие занятия.

Вариантов много: Высшая школа экономики организует мастерскую по нейролингвистике, где можно будет экспериментально изучать связь языка и мозговой активности, в мастерской дизайна учат создавать инфографику и верстать научные журналы, в секции документального кино студентов ждут мастер-классы режиссеров и тренинги по операторскому искусству, а на естественнонаучном отделении можно изучать фракталы, генетику, квантовую механику и Большой адронный коллайдер. Полный список мастерских на 2014 год можно посмотреть здесь. Помимо учебной программы существует и культурная: в школе проводятся праздники, музыкальные концерты, фотовыставки, кинопросмотры и открытые презентации работ мастерских.

Вторая волна приема заявок проходит с 1 по 20 июня 2014 г, график работы мастерских можно посмотреть здесь.

Преподаватели

Лекторы Летней школы — известные исследователи, ученые, журналисты, дизайнеры, преподаватели ведущих университетов России.

Борис Бим-Бад — педагог, психолог, историк, академик Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор. Создатель «Российского открытого университета». Неоднократно входил в Топ-10 «Самых авторитетных педагогов России».

Владимир Сурдин — астроном и популяризатор науки, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга МГУ, специалист по звездной динамике.

Виталий Лейбин — журналист, главный редактор журнала «Русский репортер».

Сергей Максимишин — фотожурналист, многократный призер конкурсов Пресс Фото России и World Press Photo. Сотрудничает с изданиями «Известия», «Российская газета», «Time», «Geo», «The Washington Post», «The Times», «The Wall Street Journal», «Newsweek».

Александр Барулин — специалист в области теории лингвистики, семиотики и их разделов — теории глотогенеза, теории морфологии. Основатель и первый декан Факультета теоретической и прикладной лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ — 1991—2000 гг.), соавтор государственного образовательного стандарта по специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика».

Антон Кротов — путешественник, писатель, основатель и президент Академии вольных путешествий.

Гасан Мирзоев — общественный деятель, президент Гильдии российских адвокатов.

Лекторов подбирают по принципу «интересности». Куратор каждой мастерской старается привлечь самых ярких спикеров из своей сферы знаний. Кроме лекций существует еще формат «плюшек» — это когда преподавателя приглашают в какую-то мастерскую часам к девяти вечера, пьют с ним чай, сидят у костра и неформально общаются.

Аудитория и правила поступления

Традиционно в апреле — мае школа набирает будущих участников. Им предлагается заполнить общую анкету и выполнить задания второго тура в соответствии с направлением (это может быть и простое собеседование, и двухуровневое тестовое задание).

Проект рассчитан на самую разную аудиторию, в зависимости от целей мастерских — в нем могут участвовать аспиранты, студенты, старшеклассники, ученые и представители креативных индустрий. Какие-то мастерские (медицины, например) ждут только школьников, а другие (философия, экология) нацелены на людей с более серьезным бэкграундом.

Григорий Тарасевич, редактор отдела науки «Русского репортера»

Летняя школа продолжает подтверждать, что гражданское общество может создавать свои институты, в том числе и образовательные. Несмотря на реформы средней школы, высшего образования, мы продолжаем расти, развиваться, бесплатно преподавать и учиться. Наше преимущество перед стандартным вузом в том, что у нас под каждую задачу придумываются свои критерии отбора, мы легко меняем правила под конкретные нужды. Мы более гибкие и не впадаем в формализм. Мы можем придумать новую программу и запустить ее с места в карьер. Летняя школа — это экспериментальная площадка среднего и высшего образования.

Ксения Витюк, выпускница Летней школы

В Летнюю школу я решила поехать, потому что мне хотелось продуктивно провести время и, по возможности, сделать это где-то за пределами города. Из множества мастерских я выбрала одну из самых популярных — мастерскую репортажной журналистики.

В мастерской каждый человек работает над собственным или командным проектом, обращаясь за советами к кураторам и приглашенным гостям. Мы писали репортажи о жизни людей различных профессий, о работе местных священников, о ценностях и желаниях молодежи, о формировании идей и теорий у настоящих ученых. Ездили в ближайшие города и деревни, общались со своими героями, собирали информацию и писали полноценные материалы. При этом успевали участвовать в коллективной жизни школы: ежедневно к нам приезжали разные увлеченные своим делом люди (от известных журналистов и всевозможных деятелей культуры и науки до певцов и предпринимателей). Они читали нам лекции и отвечали на наши вопросы, а вечерами мы все вместе смотрели фильмы на большом экране или любовались ночной Волгой (что, кстати, иногда бывает лучше всякого кино).

Не считая того, что в летней школе «РР» действительно есть чему научиться, ее главный плюс в том, что она сочетает в себе стремление к новым знаниям и отдых на природе. Кажется, что только там можно, не чувствуя диссонанса, печатать тексты под соснами, разрываться между несколькими интересными мастер-классами и лекциями, ежечасно проходящими в разных частях лагеря, знакомиться с десятками людей, жить в палатке, постоянно петь какие-то песни и с удовольствием есть кашу со сгущенкой.