С 21 по 27 апреля в кинотеатре им. Моссовета пройдет программа фильмов, посвященная памяти Войцеха Киляра — выдающегося кинокомпозитора, написавшего музыку для более чем 160 картин. Киноленты польских режиссеров, включая фильмы Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси, будут показаны при поддержке Польского культурного центра в Москве и Государственного центрального музея кино. T&P попросили куратора программы Дениса Вирена подробнее рассказать о работе Киляра в кинематографе и предстоящих показах.

Денис Вирен, киновед, эксперт по вопросам кино Польского культурного центра в Москве

Войцех Киляр (1932-2013) — один из наиболее значительных — наряду с К. Пендерецким и Х.М. Гурецким — польских композиторов второй половины XX века, поначалу разрабатывавший в своем творчестве авангардную поэтику, позднее обратившийся к фольклорным и сакральным мотивам. Даже если бы он не написал музыки ни к одному фильму, он вошел бы в историю благодаря разнообразным достижениям в «серьезной музыке». Но судьба распорядилась так, что в конце 1950-х он попробовал свои силы в кино и после всю жизнь был неразрывно связан с кинематографом, ни в коем случае не считая его «легким жанром». Музыка для кино была не менее важна для него, чем сложные симфонические поэмы или хоральные прелюдии.

Киляр написал музыку к более чем 160 картинам, среди которых немало фильмов, получивших статус классических. Мировая слава пришла к композитору после сотрудничества с Ф.Ф. Копполой на картине «Дракула». Позднее он также работал за рубежом с Д. Кэмпион и Р. Поланским. В рамках ретроспективы, которую представляют Государственный центральный музей кино и Польский культурный центр в Москве, зрители увидят, конечно, лишь малую часть фильмографии Киляра, однако это лучшие его фильмы.

Ядро программы составляют картины классиков польского кинематографа — А. Вайды и К. Занусси, но это не самые часто показываемые их работы: эпическое полотно «Земля обетованная» по роману нобелевского лауреата С. Реймонта с блестящим актерским составом — первая для Вайды номинация на премию «Оскар», его же «Хроника любовных происшествий» по роману Т. Конвицкого — наоборот, камерная, интимная, пропитанная упоительной ностальгией по довоенному времени; «Квартальный баланс» и «Константа» Занусси — замечательные образцы его творчества, психологические драмы, перед героями которых стоит непростой моральный выбор. Кроме того, дискуссионная лента Конвицкого «Сальто», где автор с присущей ему иронией анализирует мифы и стереотипы, характерные не только для польского общества, но вообще — для нашей части Европы. Наконец, эту небольшую панораму дополнят жанровые фильмы: культовая комедия «Все свои», до сих пор собирающая высочайшие рейтинги при показах на польском ТВ, и изысканный триллер по новелле П. Мериме «Локис» Я. Маевского — мастера исторических фильмов о XIX веке.

Полную программу ретроспективы можно посмотреть на сайте Польского культурного центра.

Кроме того, на Exchang.es теперь можно отслеживать самые интересные показы и события Музея кино.