Изучать эпоху можно по-разному, в том числе и фиксируя моменты из жизни отдельных людей. О том, как делать качественные и содержательные документальные фотографии, рассказывал Григорий Ярошенко на мастер-классе в центре коммуникаций ФОМ. T&P записали основные тезисы.

Любитель отличается от профессионала тем, что у профессионала есть концепция, которой он придерживаться. Ценность фотографии и заключается в том, что в ней скрыто что-то такое, чего не видно сразу. А фотодокументалистика всегда представляет собой серию снимков, и в этой серии должна прослеживаться развернутая история, иначе фотографии будут скучными, несмотря на композицию, светотень и качество съемки. Если фоторепортаж — отчет о событии, то в документалистике есть протяженность в год, пять и даже десять лет.

Главный объект — люди. Снимая их, обращайте внимание на детали, особенно когда используете прием контраста, следите, чтобы человек не сливался в одно черное пятно. Иногда о человеке можно рассказать только через детали: если он суеверен, сфотографируйте амулеты, висящие на стене. Избегайте пустого пространства, на котором ничего не происходит: неба, дороги или поля, занимающего ⅔ изображения.

Снимать людей очень сложно, однако не стоит бояться. Есть принцип: сначала сфотографируй, а потом спроси. Но всегда нужно спрашивать. Чувствуешь, что не стоит снимать — не снимай. В основном реакция зависит от уровня культуры фотографируемого человека.

Важно помнить: фотоаппарат — всего лишь инструмент, и не надо зацикливаться на технике. Можно снимать телефоном, делая при этом великолепные фотографии. Когда техника перестанет устраивать, поймете сами, какая подходит больше. Снимайте среднефокусными объективами — увидите больше.

«Нет такой темы, которую нельзя снимать: единственный ограничитель — ваши этические принципы»

Проблема студентов-фотографов заключается в том, что они знают как снимать, но не знают что. И тут не нужно ничего придумывать, просто будьте наблюдательны и любопытны. Начните с собственной семьи — это совет, который подходит всем, у кого нет никаких идей. Чем больше вы занимаетесь какой-то темой, тем больше пропускаете ее через себя, и это круто: вы передаете ту картину мира, которую видите, которая касается лично вас. Нет такой темы, которую нельзя снимать, единственный ограничитель — ваши этические принципы.

Большая часть времени уходит на отбор фотографий. Он происходит в несколько этапов, в зависимости от задач. Из одной и той же пачки можно сделать несколько подборок. Мысленно задавайте себе вопрос: помогает ли это фото раскрыть содержание или нет? И если вам пришлось выкинуть хороший, но не подходящий по тематике снимок, то работу вы выполнили на отлично.

Показывайте свои подборки коллегам, друзьям, родственникам и прислушивайтесь к их мнению. Сами же смотрите фотографии на сайтах новостных агентств. Это не гарантирует вам успех, но без этого вы ничему не научитесь. Высший пилотаж фотографии — снять гонку без машин, но так, чтобы все понимали, что это гонка.

В тот момент, когда задумались о том, как заработать на фотографии, смело меняйте профессию, это чистый убыток. Знаете, чем еще отличается фотограф любитель от фотографа профессионала? Фотографу-любителю нужно где-то работать, чтобы жить, а фотографа профессионала обеспечивает жена.