В рамках лектория конкурса «Кинопризыв» продюсер Игорь Толстунов («Метро», «Все умрут, а я останусь») рассказал о модных питчингах, разборчивых мейджорах, артхаусе, которого не существует, и квотах, которые не нужны. T&P записали тезисы этой лекции.

О питчингах

Питчинги (презентации кинопроекта для потенциальных инвесторов) стали очень модными в последнее время, однако есть ли от них польза — большой вопрос. Естественно, по закону больших чисел, если вы поучаствовали в 10 питчингах, вероятность того, что вас заметят, повышается. Но эффективнее, конечно, лично представить свой проект человеку, который принимает решение. Нужно идти и лично общаться с людьми, которых вы хотите заинтересовать. Поэтому я не стал бы переоценивать значение питчингов. Из всех существующих мог бы выделить, пожалуй, что питчинг фестиваля «Кинотавр». Он отличается серьезностью и деловым попаданием.

О формате

Когда вы думаете, на каких прокатчиков вам нужно выходить с вашей картиной, нужно четко понимать, что за проект вы хотите делать. Будет ли это жанровый фильм (комедия, катастрофа), артхаус, мейнстрим (сериалы) или мелодрамы. Если вы снимаете артхаус, лучше всего иметь дело с компаниями, которые прокатывают артхаус. В России это «Вольга», «Парадис», «Наше кино». Идти к мейджорам в этой ситуации просто нет смысла.

С артхаусным кино все непросто, поскольку, как мы знаем, артхаусное кино у нас есть, а вот артхауса (в смысле места, где крутили бы это кино и собирали бы определенного зрителя) нет.

О прокатчиках

Как только вы начали снимать ваш фильм, вам нужно идти к дистрибьюторам. Мы должны убедить кинотеатры, что нашим фильмом нужно заниматься, иначе он просто не дойдет до зрителя. От того, как выглядит фильм в первые 2–3 недели проката в кино, во многом зависит его судьба. Готовясь к выпуску фильма «Метро», мы выпустили тизер за два года. Эти два года мы работали не столько со зрителем, сколько с кинотеатрами.

О показе фильмов на ТВ

Раньше телевидение боролось за успешное коммерческое кино, сейчас этого намного меньше. В сетке вещания ни у одного из телеканалов нет слота для российского кино. Каналы научились заменять игровое кино телефильмами или шоу. На телевидении нужны только фильмы-события к праздникам. В остальное же время наши каналы довольствуются золотой коллекцией советских фильмов наших выдающихся режиссеров Гайдая, Рязанова, Данелии. Конечно, каналы покупают российские фильмы, но немного. После продажи на большие каналы вы можете предложить купить ваш фильм и каналам поменьше — ТНТ, СТС, ТВЦ, «Домашний».

Об оценке возможностей

Нужно проводить адекватную экспертизу успешности вашего фильма и вкладывать деньги в рекламу в соответствии с ожиданиями. На самом деле, существует немного компаний, которые занимаются подобной перспективой. Из существующего мог бы назвать Movie Research. В истории много примеров, когда о фильме просто не узнали, потому что на рекламу было потрачено мало денег, или на рекламу бездарной картины была потрачена большая сумма из бюджета этой самой картины. При 80 фильмах, производящихся в России в год, только 10 являются более или менее успешными (в лучшем случае). Серьезного успеха на международных кинофестивалях российские фильмы добиваются раз в пять-десять лет. Все остальное — хроника пикирующего бомбардировщика. Советую реально оценивать возможности и перспективы вашего фильма.

Об ограничении показа иностранного кино

Я против любых ограничений в показе иностранных фильмов, квоты — это неправильный шаг. Они не будут действовать, поскольку кинопоказ в России не развит. Совсем недавно крупные сети кинотеатров стали приходить в маленькие города. 40% населения у нас живет в маленьких городах и поселках городского типа, где не знают, что такое новые современные кинотеатры. Подобные квоты значительно сократят доходы кинотеатров и маленькие одно- и двухзальники будут закрываться.

О том, как зарабатывать миллионы

Чтобы ваш фильм в прокате собирал 15-20 миллионов, как это делают американские фильмы, нужно, чтобы его посмотрели разные части аудитории, не только традиционная киноаудитория 18-25. Наш фильм «Метро» заработал в прокате 13 миллионов долларов плюс миллион долларов от продажи прав на показ «Первому каналу». Общий бюджет фильма составил 10 миллионов долларов, 6 из них — государственная поддержка.

О том, кто важнее — режиссер или продюсер

Если мы снимаем арткино, то должны доверять режиссеру на 99%, если же мы занимаемся коммерческим, жанровым кино, то продюсер как представитель зрителя должен иметь последнее слово. Именно продюсер берет ответственность на себя, отвечает перед партнерами, дистрибьюторами и т.д. и может представлять режиссеру определенные требования.