Студенты международных университетов уехали из России и рассказывают, в чем разница между «здесь» и «там».

Александра Гончарова, 25 лет


Где, чему ты учишься, как давно?

Заканчиваю первый семестр на программе International Museum Studies в университете Гетеборга в Швеции.

Университет Гетеборга основали в 1891 как Göteborgs högskola, позже он объединил все высшие учебные заведения в городе. При университете действует Органный *исследовательский центр*, сейчас здесь работают над проектом по защите органных труб от коррозии.

Училась в российском вузе? Какие воспоминания?

Училась в Санкт-Петербургском Государственном Университете на факультете социологии. В дипломе написано, что я социальный антрополог. Воспоминания неоднозначные. Мы, например, за пять лет не были ни в одной полевой экспедиции.

Где живешь?

Снимаю комнату в частном секторе. В Гетеборге очень сложно с жильем для студентов: чтобы получить комнату в общежитии или так называемую студенческую квартиру, нужно простоять в очереди в среднем от года. Поэтому большинству приходится напряженно шерстить частные объявления.

Какие бонусы дает то, что ты — студент?

Членство в студенческом союзе дает какие-то скидки: мне пару раз в неделю приходит новостная рассылка о новых предложениях такого рода, но, честно говоря, пока ничем не привелось воспользоваться. Дешевле билеты на поезд, есть скидка на спортзал. Студенческие квартиры, по идее, должны представлять собой неплохое сочетание цены и качества. Главное — дождаться очереди.

Как успехи?

Пока получаю только высшие баллы. Вообще же мне кажется, что главный успех — это расширение кругозора, опыт адаптации в новой культурной и языковой среде, когда помимо новых учебных задач нужно решать множество повседневных и со всем

приходится разбираться самостоятельно.

Самый крутой профессор

Пока на меня наибольшее впечатление произвела Вив Голдинг, приглашенный профессор из Великобритании, которая читала курс по педагогике и теории коммуникаций. Очень вдохновляюще рассказывала о современных теориях обучения и том, как сделать познавательный процесс увлекательнее и эффективнее.

В Гетеборгском университете преподает Арвид Карлссон — лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине. Он исследовал свойства гормона дофамина и его воздействие на пациентов с болезнью Паркинсона.

Как выглядит процесс обучения? Твой обычный учебный день.

Учебный год поделен на 4 модуля по 2 месяца. Модуль — это одно направление знаний. Преподаватели и активности меняются: это могут быть лекции, семинары, мастер-классы, экскурсии. Лекции не имеют ничего общего с «начиткой материала»: студенты уже знакомы с теорией из прочитанной литературы, и на занятиях происходит критическое обсуждение основных аспектов.

После трех часов дня — свободное время, которое ответственный студент должен

тратить на чтение литературы и подготовку к семинарам. По окончании модуля пишут экзаменационное эссе. Правило «от сессии до сессии живут студенты весело» тут не работает вовсе — сессии нет, зато всегда есть какие-то задания, к которым нужно готовиться, самостоятельно или в группе. Это постоянно держит в тонусе.

Библиотека и учебный корпус — это отдельная история. Доступ к электронным базам данных, куча разных group rooms, silent rooms, study rooms, computer rooms, не говоря уже о выборе литературы. Сначала для меня был непривычно, что здесь занимаются в библиотеке — не только читают, но и делают письменные работы. Мне нравится эта концепция: в библиотеке работать, дома отдыхать.

Самое главное знание/умение, которое ты получила в процессе обучения.

Окончательное осознание того, что никто и никогда не будет заставлять тебя что-либо делать или направлять в нужное русло. Ответственность за то, куда и как ты двигаешься, лежит только на тебе самом, а успех зависит от степени самоотдачи.

Сколько стоит обучение?

Я успела попасть в последний год, когда образование в Швеции оставалось бесплатным для неевропейцев.

Планируешь вернуться?

Пока я стараюсь получать максимум пользы от пребывания тут, и у меня нет четкого плана на далекое будущее. Учиться еще полтора года, а там посмотрим.

Где будешь работать, когда выпустишься?

Хочу работать в большом многопрофильном музейном центре. В каком именно направлении — еще не определилась.