Современные ученики и студенты при общении между собой и с преподавателями все больше полагаются на дисплеи мобильных устройств — в результате они испытывают трудности при офлайн-социализации и неспособны эффективно поддерживать диалог в реальном времени. В этом убедился на своем опыте Пол Барнуэлл, преподаватель и писатель, опубликовавший статью в The Atlantic, посвященную его образовательному эксперименту и выводам своего исследования.

Убедившись, что почти все его студенты большую часть времени на занятиях проводят за интенсивной перепиской и проверкой обновлений в Facebook, Пол решил посвятить один из своих курсов умению вести разговор. Его ученики исследовали различные вопросы, связанные с образованием, участвовали в массовых дискуссиях, а также разговорах один на один — проект был призван оценить возможность студентов в реальном времени рассуждать вслух об актуальных проблемах. Результат был неудовлетворительным: вместо того, чтобы активно участвовать в обсуждениях — вмешиваться и дополнять друг друга — ученики сидели как на иголках, смотрели на руки, перелистывали бумажки и, самое важное, лезли за своими смартфонами, так как привыкли полагаться на них при общении друг с другом больше, чем на свой язык.

«Личная беседа разворачивается медленно. Она учит терпению. Когда мы общаемся с помощью цифровых устройств, мы приобретаем новые привычки»

Согласно исследованию, проведенному Pew Research Center, каждый третий тинейджер отправляет более 100 сообщений в день. Больше половины используют мгновенные сообщения для взаимодействия со своими друзьями, и только треть регулярно общается между собой лицом к лицу. По мнению Пола, увлекшись современными технологическими достижениями и новыми возможностями — например, использованием электронной почты для рассылки домашних заданий и модерированием ученических форумов — преподаватели перестали учить студентов, как думать и общаться в реальном времени. Как будущие выпускники будут проходить собеседование на работу? Как они будут обсуждать проекты с коллегами? Как они будут продумывать и обсуждать с партнерами принятие важных жизненных решений, если они привыкли взаимодействовать друг с другом посредством фрагментов, скачущих туда-сюда по дисплею?

Профессор MIT, автор книги «Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less From Ourselves», психолог Шерри Теркл в своей колонке для The New York Times писала, что «личная беседа разворачивается медленно. Она учит терпению. Когда мы общаемся с помощью цифровых устройств, мы приобретаем новые привычки… мы ждем быстрых ответов. Поэтому мы начинаем задавать друг другу простые вопросы. Мы упрощаем наше взаимодействие — даже на самые важные темы».

Пол утверждает, что вместо того, чтобы тотально внедрять технологии в образовательный процесс, необходимо учить студентов переключению между цифровым и реальным миром. Например, смартфоны могут использоваться как записывающие устройства — почему бы не использовать их для записи и оценки разговорных навыков учеников? Технологии могут вдохновить их на достижение баланса между цифровой коммуникацией и живой речью, смогут научить их общаться разнообразно и эффективно.